https://www.funkybird.ru/policymaker

Дальний Восток: бросить нельзя развивать — где запятая?

Когда речь заходит о том, что России для ее дальнейшего поступательно развития нужно непременно выходить на новые стратегические линии партнерства исключительно с зарубежными странами, то совершенно непонятно, а что же нам делать с теми богатствами, которые имеются на территории нашей страны.

Сторонники исключительности вектора взаимодействия российского бизнеса с бизнесом зарубежным, похоже, упускают из вида тот факт, что при правильном логистическом подходе можно извлечь в десятки, если ни сотни, раз большую прибыль при рациональной эксплуатации неосвоенных российских территорий.

Кто-то скажет, что глупо пренебрегать внешними партнерскими связями с зарубежными коллегами, однако никто этими связями пренебрегать и не собирается. Даже наоборот, внешний вектор торговых отношений, в том числе, и в плане вхождения России во Всемирную Торговую Организацию, будет только усилен, если интеграция деятельности власти и бизнеса в Российской Федерации будет направлена в первую очередь на развитие внутренних потенциалов. А уж потенциалов этих у нашей страны столько, что одно их перечисление может отнять уйму времени. Другое дело, как этими потенциалами правильно распорядиться.

В последнее время интерес власти и общественности направлен на Дальневосточные регионы России. Об этом может говорить хотя бы то, что впервые в Правительстве России появился специально отряженный для дальневосточной работы федеральный министр – Виктор Ишаев, который до назначения на министерский пост в течение 18 лет успел поработать губернатором Хабаровского края и в течение 2-х лет Полномочным представителем Президента РФ на Дальнем Востоке. Помимо назначения Ишаева на должность министра по делам Дальнего Востока примечательным фактом является и то, что в Правительстве утверждена программа финансирования Дальневосточного федерального округа в размере 964,3 миллиардов рублей до 2013 года. По понятным причинам, расходование такой гигантской суммы должно проходить под многоступенчатым контролем представителей федеральных властей.

Однако, как это часто бывает в нашей стране, многоступенчатый контроль вполне может трансформироваться во многоступенчатую коррупционную схему. В связи с этим стоит отметить недавнюю поездку Председателя российского Правительства Дмитрия Медведева на Дальний Восток. Медведев провел масштабную инспекцию не только строящихся к саммиту АТЭС объектов во Владивостоке, но посетил и целый ряд других субъектов Дальневосточного федерального округа, где обозначил направления регионального развития при непосредственной помощи из федерального бюджета.

После дальневосточного турне Медведева некоторые специалисты заявили, что все усилия российских властей в этом регионе практически теряют смысл, потому что на Дальнем Востоке главной проблемой является проблема демографии. 6 миллионов человек, которые населяют необъятные просторы от Якутии до Южных Курил, не могут своими силами устроить промышленный бум в регионе. К сторонникам версии о том, что сегодня правительственная программа развития Дальнего Востока – вовсе не программа реальных действий, а обычный пиар, относится преподаватель академии государственной службы при президенте РФ Вениамин Вутянов. Он заявляет, что все современные проекты обречены на провал, потому что даже при активном финансировании ждать отдачи от вложенных средств вряд ли придется. И одна из причин тому демография.

Мнение господина Вутянова, без сомнения, достойно уважения, но в то же время уж больно оно похоже на посыпание головы пеплом. Если анализировать слова, произнесенные уважаемым педагогическим деятелем, который учит студентов работе в государственном аппарате, то, получается, что либо Дальний Восток нужно бросить окончательно (к примеру, кому-нибудь подарить), либо просто оставить всё, как оно есть сейчас, чтобы те самые 6 миллионов дальневосточников растворились на этих бескрайних просторах сами.

А ведь если учесть, что таких людей, как господин Вутянов, которые считают, что любые вложения в Дальний Восток обречены, в нашей стране немало, то проблема приобретает совершенно иные черты. Из проблемы недофинансирования и сложной демографической обстановки она перерастает в проблему чуть ли ни массового неверия в перспективность освоения Дальнего Востока.

Чтобы лучше понять, что же может потерять Россия в экономическом плане, если власть закроет не дальневосточные проблемы глаза, стоит привести следующий набор фактов. Дальний Восток – территория, составляющая более трети всей территории страны. Здесь сосредоточены огромные ресурсы, среди которых металлы: 10% запасов железной руды (процентное соотношение от общероссийского), олово (80%), золото (50%), ртуть (до 60%), вольфрам (около 25%). В недрах Якутии залегают алмазы, объемы которых составляют около 98% от общероссийских объемов. На Дальнем Востоке эксплуатируются угольные шахты, а кроме того, имеются месторождения, которые пока только разведаны, а добыча угля в них даже не начиналась. Дальний Восток – это лес (около 35% общероссийских запасов или в численном эквиваленте – 11 миллиардов кубических метров). Помимо всего прочего Дальневосточный федеральный округ обладает огромными водными ресурсами, в которых сосредоточены сотни видов промысловой рыбы и морепродуктов. Здесь разведаны богатейшие месторождения нефти и газа. Одни только блоки проекта «Сахалин-3» выглядят более чем впечатляюще: блок Киринский 453 млн. тонн нефти и конденсата плюс 720 миллиардов кубометров газа, Венинский – 88 млн. тонн нефти плюс 578 млрд. кубометров газа, Восточно-Одоптинский – 70 млн. тонн нефти и 30 млрд. кубометров газа, Айяшский – 90 миллионов тонн нефти и 37 млрд. кубометров газа. А ведь проект «Сахалин-3» составляет менее 10% от всех тех углеводородных запасов, которые имеются на территории Дальнего Востока. Поэтому становится очевидно, что отказаться от развития дальневосточных регионов – безумие, которым явно воспользуются желающие нагреть руки на таких богатствах из-за рубежа.

Однако говоря о вложении средств в Дальний Восток с целью его превращения в настоящий индустриальный трамплин для России, нужно не забывать, что все богатства этих территорий никак не смогут быть освоены, если в регионе не появится развитой транспортной системы. В связи с этим стоит сказать, что в то время, когда во Владивостоке Дмитрий Медведев проводил заседание государственного комитета, слово взял глава РАО «РЖД» Владимир Якунин. Он заявил, что тех транспортных направлений, которые сегодня имеются на Дальнем Востоке совершенно недостаточно для освоения его (округа) богатств. Эту же проблему обозначил и Виктор Ишаев.

К примеру, знаменитый БАМ сегодня имеет пропускную способность в 12,6 миллионов тонн ежегодно. Если допустить, что уже в ближайшее время будет начата угольная добыча на якутских месторождениях, то понадобиться доводить пропускную способность БАМа хотя бы до 27 миллионов тонн в год. Очевидно, что такое масштабное расширение возможностей Байкало-Амурской магистрали просто невозможно в тех условиях, при которых ее эксплуатация проводится сегодня. В связи с этим Владимир Якунин предложил развернуть новую стройку, которую окрестили БАМ-2. Этот проект позволит привлечь на Дальний Восток не только государственные инвестиции (сам Якунин оценил их в 400 миллиардов рублей), но и частный капитал. Помимо этого прокладка новой железной дороги позволит создать несколько десятков тысяч рабочих мест, в которых так нуждается как Дальний Восток, так и страна в целом.

Этот же проект может превратить Россию, скажем так, в наземного транзитера для азиатской и европейской продукции. Товары, к примеру, из Китая вполне могли бы попадать на рынок Евросоюза не морским путем, а с помощью мощностей российской железной дороги.

Естественно у этого проекта есть как свои сторонники, так и свои противники. Доводы сторонников, так или иначе, обозначены выше. А вот противники «БАМ-2» говорят, что бессмысленно строить новую железную дорогу, потому что многие ресурсы Дальнего Востока пока далеки от стадии разработки. Мол, строить дорогу к месту, на котором стоит табличка с надписью, что здесь на большой глубине залегает много угля, вольфрама или слюды, абсолютно бессмысленно. Нужно сначала эти уголь, вольфрам и слюду начать добывать. Кроме того, противники идеи о реализации новой железнодорожной магистрали на Дальнем Востоке уверены, что китайцы не станут использовать наши железные дороги для транзита своих товаров, так как российская транспортная система слишком перегружена. Им гораздо быстрее и дешевле использовать морской путь, хотя он и кажется слишком длинным и часто опасным в связи с деятельностью морских пиратов у так называемого Африканского Рога.

В итоге можно сказать, что сегодня в нашей стране все понимают, что с развитием Дальнего Востока нужно что-то делать, но в то же время многие достаточно конструктивные предложения подвергаются серьезной критике. В этой связи, очевидно, что Правительству придется в этом сонме мнений, идей и их критики выбрать наиболее рациональный путь для участия в грандиозном проекте под названием «Наш Дальний Восток». Дело крайне непростое, однако, от качества его реализации зависит, без преувеличения, судьба всей страны.