https://www.funkybird.ru/policymaker

В Африке отряды саперов стали комплектовать крысами

За бананы и арахис они готовы обезвредить хоть все минные поля в мире. На африканском континенте находить снаряды, оставшиеся после многочисленных вооруженных конфликтов, научили грызунов. Улавливать тончайшие запахи они могут даже лучше собак.

Самая обаятельная и привлекательная среди местных саперов Дженифер не всегда неопрятная – просто подняли ее ни свет, ни заря. Ни умыться, ни позавтракать не успела: сначала работа. Как рассказывает дрессировщик Стив Мламбити, если в земле есть мина, то крыса «останавливается, подает сигнал: сначала начинает чистить мордочку, а потом царапает землю там, где лежит взрывное устройство».

На тренировочной базе для саперов Моронгоро в Танзании уже обучили целое крысиное войско. На поле спрятано около 1,5 тысяч мин разных типов. Одну из них Дженнифер нашла, за что и получиьа заслуженный завтрак. Тренеры в своих хвостатых учениках и ученицах души не чают.

Отряды спецкрыс из Танзании потом отправляются в Камбоджу, Таиланд, Анголу и Мозамбик. Туда, где после войн до сих пор огромные территории — непроходимые минные поля.

Автор методики по тренировке крыс Барт Уитженс утверждает, что уже осмотрено «более 5,5 миллионов квадратных метров территории в Мозамбике» и «обнаружено почти 2 тысячи противопехотных мин, десятки тысяч снарядов и огромное количество мелких боеприпасов».

Бельгиец Барт Уитженс грызунов любит с детства. Когда-то он их разводил и продавал в зоомагазины. Говорит: российский физиолог Павлов вдохновил, как научить крыс искать взрывчатые вещества. Логика простая: найдешь тротил, получишь еду.

Говорят, сапер ошибается всего раз в жизни, но вот крыса-сапер может ошибаться много раз за свою жизнь, и она ничем не рискует. Более того, тренированные крысы живут в 2 раза дольше, нежели их дикие сородичи на воле. Крыса может хоть прыгать на мине — та не сдетонирует. Слишком масса маленькая. Да и нюх у нее лучше, чем у собаки.

На минных полях работает около 300 обученных крыс. И, по прогнозам, уже через 2 года о противопехотных минах, например, в Мозамбике можно будет забыть. Сколько жизней спасут эти грызуны, сложно даже подсчитать.

Параллельно создается еще одно крысиное спецподразделение. Вместо тротила их учат искать бактерии туберкулеза. Эти крысы работают не в поле, а в лаборатории.

Как утверждает автор методики по тренировке крыс Барт Уитженс, «в обычных условиях вероятность обнаружения туберкулеза в образце под микроскопом – 48%, а одна крыса может обнаружить палочки Коха в тех же условиях с вероятностью 67%». Проект называется «Hero Rat» («Крыса-герой»). Пока героями становятся лишь гигантские африканские сумчатые крысы. Однако ничего не мешает точно так же обучить и обычных грызунов, живущих на помойках. Из главных разносчиков инфекций, они так станут еще одними четвероногими друзьями. Может, и барышни тогда их перестанут бояться.