https://www.funkybird.ru/policymaker

Парламент без контроля: мнимое самовластие

Представители «Единой России» все больше напоминают безумных гребцов, увлеченно работающих веслами в лодке, ускоряющей свое движение к водопаду. Правящая партия отчаянно отстаивает свое мнимое самовластие, свою доминирующую роль. Она не хочет делиться политическим влиянием и прислушиваться к советам тех, кто предлагает оптимальные решения, направленные не на разрушение, а на спасение существующего режима.

Поведение единороссов на заседании профильного комитета Госдумы при обсуждении законопроекта о парламентском контроле – это демонстрация, мягко говоря, странного упрямства при противодействии тому, что выгодно самой же партии парламентского большинства.

Хотя это так очевидно: если бы появился в стране реальный парламентский контроль, в первую очередь, расширились бы возможности «Единой России». В условиях падения популярности правящая партия могла бы значительно повысить свой рейтинг, показывая обществу реальную работу по обузданию исполнительной власти. Но единороссы панически боятся воспользоваться такой возможностью. При этом они прибегают к весьма неграмотной аргументации.

Если парламентарий от «ЕР» Николай Ковалев утверждает, что «большинство депутатов не готово к таким функциям», то это странно выглядит с учетом того, что большинство депутатов – это представители «Единой России». Получается, что правящая партия провела в парламент людей, которые не готовы к самой сути депутатской деятельности. То есть, ее партийный актив состоит из необученных кадров, неизвестно зачем получивших в руки властные полномочия, которыми они боятся пользоваться. В таком случае, лучше было бы депутатские мандаты у единороссов отобрать, а партию – распустить.

Сказанное Ковалевым звучит вполне в духе знаменитого выражения Грызлова «парламент – не место для дискуссий». Если же депутат-единоросс считает, что полноценные права парламента по контролю за исполнительной властью антиконституционны, потому что это попытка перехода к парламентской республике, то это уже совсем странно. Во-первых, потому, что даже переход к парламентской республике, осуществляемый через принятие законов в конституционном порядке – это не есть антиконституционное действие. Но главное потому, что именно президентская республика предполагает наличие широких прав парламента в плане контроля за исполнительной властью.

«Сильный президент – сильный парламент», – вот формула президентской республики. Она потому и остается республикой, а не монархией, потому и может позволить себе сильного президента, возглавляющего исполнительную власть, что страхуется и усиливает себя сильным парламентом и огромными функциями парламентского контроля.

В классической и самой сильной из устойчивых президентских республик – США – именно это и имеет место. Та степень полномочий, которую в своем проекте предлагала думская оппозиция, и которую категорически отвергла «Единая Россия», даже не приближалась к полномочиям парламентского контроля конгресса США.

Сильный парламент и сильный парламентский контроль за исполнительной властью нужны политической системе, прежде всего, для того, чтобы обеспечивать ее устойчивость. Чтобы столкнувшиеся с произволом исполнительной власти граждане шли не на Болотную площадь, не на баррикады, а обращались в политическую партию. Чтобы они писали своим парламентским представителям, а не слушали разного рода авантюристов. Чтобы даже при потере авторитета исполнительной властью общество удерживал авторитет парламента. Если этого нет, и если авторитет парламента ничтожен, то ошибки и глупости исполнительной власти ведут к падению всей системы.

«Единая Россия», как упомянутые гребцы, усиленно ускоряет движение к потере остатков авторитета. Их сегодня теряют почти все институты власти. И теряют именно в результате своих собственных действий. Согласно исследованиям Левада-центра, Госдуме сегодня доверяет 20 % граждан, Совету Федерации – 21 %. Этот уровень доверия пока не снижается, потому что снижаться ему уже трудно. Зато растет уровень доверия армии: год назад ей доверяли 34 % граждан, а сегодня уже 41 %, и органам госбезопасности – раньше 26 %, сегодня – 30 %. При этом суду и прокуратуре доверяет по 21 % опрошенных.

При сохранении этой тенденции общество через некоторое время вообще задумается над тем, зачем ему нужен по сути назначаемый исполнительной властью дорогостоящий, трусливый и бесправный парламент.

Причем, «Единая Россия» и ее представители уничтожают парламентаризм как раз в тот момент, когда президент Путин подписывает указ о введении в календарь памятной даты 15 апреля как «Дня Российского парламентаризма». Этот день действительно связан с началом работы в 1906 году Первой Государственной Думы, просуществовавшей, правда, всего 72 дня, после чего она была распущена.

Видимо, нынешняя власть не трогает парламент только потому, что большинство депутатов боится собственных полномочий и готово лишь бездумно исполнять все, что направляют им «сверху».