https://www.funkybird.ru/policymaker

Евро-2012: большая политическая игра

Провал сборной России на завершившемся Чемпионате Европы по футболу многие недоброжелатели Владимира Путина записали президенту в явный пассив. Дескать, терпит неудачу сборная – проигрывает лично Путин.

Некоторые, не шибко дружественные с головой интернет-злопыхатели вообще призывали болеть против национальной сборной, выражая таким образом протест Кремлю. Всё это, конечно, имело ограниченный характер и говорило лишь о серьёзном ментальном кризисе, поразившем некоторых граждан нашей страны, но сам факт зависимости спорта от политики отрицать ни в коем случае нельзя.

Футбольный турнир на полях Польши и Украины явил собой не только праздник спорта, но и изрядную порцию политических спекуляций. Речь, разумеется, и о «деле Тимошенко», и о массовой драке на матче Россия-Польша. Впрочем, расценивать это как нечто из ряда вон выходящее не приходится, политика всегда являлась неизменным атрибутом больших спортивных соревнований.

Так, на протяжении всех долгих месяцев подготовки к Евро-2012 Украина пребывала в состоянии нервного ожидания. То и дело у Киева грозили отобрать право проведения столь желанного турнира. Вначале – по вполне объективным причинам: стадионы, дороги, аэропорты в Украине строились очень медленно. Потом вроде с этим всё наладилось, и в ход пошли сугубо политические аспекты – европейцы страстно хотели видеть заключённую Юлию Тимошенко на свободе, совершенно не обращая внимания на правовую сторону уголовного процесса.

Фактор «женщины с косой» заставил столь уважаемых и прагматичных политиков как Ангела Меркель и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу публично заявить о нежелании ехать в Украину по политическим соображениям. Правда, вскоре лидеры Евросоюза точку зрения поменяли, но осадок, как водится, остался.

Другое дело – матч Россия-Польша, наделавший столько шума. Очная дуэль национальных сборных этих стран стала заложником тяжёлой истории и наложенной на неё политики. Безумствования футбольных болельщиков едва ли имели бы такие последствия, если бы отдельные политические провокаторы из Польши ни стали нагнетать атмосферу в масс-медиа.

У польских радикалов хватило ума сравнить предстоящую игру с варшавским разгромом Красной Армии 92 года назад, некоторые поспешили провести аналогии с Катынью, активно распространялся невесть откуда взявшийся слух, что, мол, российские фанаты решили осквернить мемориал жертвам катастрофы под Смоленском (когда погиб президент Качиньский). Все эти спекуляции явились катализатором послематчевого побоища, которое обернулось позором для сообщества футбольных болельщиков России.

Вообще же, политика пустила корни в игровой процесс ещё в ходе самого первого Чемпионата Европы по футболу, что состоялся в далёком 1960-м. Тогда в одном из четвертьфиналов сошлись сборные Испании и СССР. Проблема заключалась в том, что в ту пору между странами отсутствовали какие-либо дипломатические отношения, и испанский диктатор Франко (который, к слову, являлся ярым поклонником футбола и имел непосредственное отношение к развитию знаменитого мадридского «Реала») запретил национальной команде лететь в Москву. Закончилось это всё тем, что национальной сборной Испании засчитали техническое поражение. Никита Хрущёв тогда язвительно сравнил Франко с правым защитником западного империализма, забившим гол в собственные ворота.

Итогом первого Чемпионата Европы стала победа команды СССР, а по прошествии 4-х лет Испания и Советский Союз таки встретились на футбольном поле, причём в финале и на испанской территории. Хозяева поля одержали убедительную победу, а руководство СССР подвергло тренерский штаб советской команды жёсткой обструкции, расценив футбольное поражение как «политическое». Хотели даже посадить некоторых членов сборной.

Следующий всплеск футбольно-политической ажитации случился в 1992-м году. Так уж вышло, что в финальную стадию Евро вышли сборные двух почивших держав – Югославии и СССР. Такого ещё никогда не случалось, и высокие футбольные чины долго ломали голову, как поступить. В результате место развалившегося СССР заняла сборная СНГ, получив статус временной правопреемницы Советского Союза. А вот сборную Югославии, где в ту пору происходили печально известные военные события и откуда уже откололись хорваты и словенцы, к чемпионату не допустили. Её место заняла неприметная Дания и каким-то чудом умудрилась выиграть Кубок Европы!

В ходе отборочного этапа Евро-2000 хотели оставить «вне игры» сербов. В 1999-м территорию бывшей Югославии сотрясали бомбардировки НАТО, и соперники наотрез отказывались лететь в Белград. Решающий домашний матч против Ирландии в итоге пришлось экстренно перенести. Летом этого же года во время игры между Хорватией и Югославией переполненный стадион звучно скандировал лозунги, направленные против Слободана Милошевича, призывавшие президента уйти в отставку.

В октябре 2002-го в Тбилиси сошлись сборные России и Грузии. Уже тогда отношения между странами были, мягко говоря, натянутыми. На стадионе грузинские фанаты разразились свистом во время исполнения российского гимна, развернули антироссийские плакаты, а затем принялись забрасывать наших футболистов всем, что попадалось под руку. А потом вдруг пропало освещение, и матч решено было прервать.

Политика и футбол срослись как сиамские близнецы. И когда на повестке дня встал вопрос, кому же достанется заветное право принять футбольное первенство 2012-го года, политика вновь вышла на первый план. Италия, которая соперничала с Украиной и Польшей, объективно имела больше оснований провести еврочемпионат (там и высочайшего уровня инфраструктура, и политическая стабильность, и богатые футбольные традиции, и опыт проведения турниров высшего ранга). Однако в момент, когда в УЕФА принималось ответственное решение (это было в 2007-м году), актуализировалась политическая необходимость сблизить Украину и Европу. Западу было важно, чтобы Украина организовала что-либо масштабное и зрелищное – но не с Россией, как обычно, а с Европой.

Прошедший Чемпионат Европы, даже невзирая на шумиху вокруг «дела» Юлии Тимошенко и болельщицкие разборки с участием российских граждан, всё же отпечатается в памяти прежде всего как праздник футбола. Ну, а политика – это антураж, от которого никуда не денешься.