https://www.funkybird.ru/policymaker

России нужна своя FARA, чтобы просвечивать НКО

Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций рекомендовал нижней палате поддержать и принять в первом чтении законопроект, регулирующий деятельность НКО, действующих на деньги зарубежных организаций, которые, так или иначе, занимаются политической деятельностью. В США аналогичный документ, известный под названием «Закон о регистрации иностранных агентов», действует уже почти 75 лет. Тот факт, что обвинительные приговоры и даже тюремные сроки по этому закону там получают и по сей день, говорит сам за себя. Россию пока можно назвать страной непуганых НКО. В прошлом году иностранные организации перечислили в Россию для НКО 7,6 млрд рублей. «Примечательно, что в первом полугодии было перечислено всего 2,2 миллиарда, а во втором — 5,4 миллиарда. Спрашивается, а под какие события выделялись такие деньги?», — задались вопросом депутаты Госдумы. И ответили.

На заседании комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций главными действующими лицами в этот вечер стали не его члены, а «варяги» из комитета по безопасности и противодействию коррупции, которые и стали разработчиками обсуждавшегося законопроекта. Председатель комитета Ирина Яровая, получив слово, сразу после начала заседания попыталась все расставить по своим местам. Судя по бескомпромиссности и жесткости, «ей порядком надоел либеральный галдеж, который мешал и продолжает мешать большинству простых обывателей вникнуть в суть предлагаемых изменений».

«Цель данного законопроекта — расширение формата, в котором общество может воздействовать на некоммерческие организации, которые работают на территории России. Мы изучили международный опыт и полагаем, что наше гражданское общество готово к тому, чтобы в полной мере обладать информацией о некоммерческих организациях, которые финансируются за счет иностранных источников и занимаются политической деятельностью», — отметила Ирина Яровая.

«Этот законопроект не вносит никаких ограничений, он является регулирующим и это осень важно. Мы исходим из того, что НКО это законопослушные субъекты, которые уважают права граждан Российской Федерации и должны быть заинтересованы в том, чтобы действовать максимально открыто», — добавила она.

«Мы предлагаем тем организациям, которые выполняют функции иностранного агента, регистрироваться. То есть мы говорим о том, что эти организации, сами оценивая свою деятельность и понимая источники своего финансирования, намереваясь осуществлять политическую деятельность, подают заявку и включают себя в реестр. Это дипломатично, корректно, и это шаг в отношении гражданского общества», — пояснила Яровая.

Еще одно требование к НКО, собирающимся влиять внутрироссийские политические процессы, по словам Ирины Яровой, заключается в информировании об источниках финансирования.

«Есть два принципиальных, ключевых признака которые дают основание признавать некоммерческую организацию как выполняющую функции иностранного агента. Первое — зарубежный источник финансирования, второе — участие в политической деятельности», — подчеркнула председатель комитета.

«Мы предлагаем министерству юстиции ежегодно, представлять парламенту страны информацию о деятельности НКО, выполняющих функцию иностранного агента. Это не только функция парламентского контроля, но и информирование, дополнительное обсуждение, и, конечно же, безусловная открытость. Но если НКО ведет себя недобросовестно, то наступает ответственность», — резюмировала Ирина Яровая.

Еще один «варяг» Александр Сидякин, известный как автор скандального закона о митинга, пошел по пути примеров из практики европейских стран и объяснил, что там НКО, занимающиеся и не занимающиеся политической деятельностью, имеют разный баланс прав и обязанностей в законодательстве.

Он сообщил, что у российских контролирующих органов есть достаточно информации, чтобы отделить НКО, пропагандирующее безопасный секс, от НКО, занимающихся политической деятельностью. При этом Александр Сидякин не стал скрывать, что некоторые положения российского законопроекта почти под копирку списаны с американского закона FARA, а потому критика со стороны правозащитников необоснованна и, мягко говоря, непонятна.

Этими словами Сидякин вновь вывел в центр внимания Яровую, которая с неподдельным гневом обрушилась на госсекретаря США Хиллари Клинтон за то, что та предложила российским неправительственным организациям скрывать источники своего финансирования

«Разговоры о том, что нужно скрывать источники своего финансирования всегда ставят вопрос: зачем? Почему им интересно скрывать от граждан России информацию о том, что США финансируют НКО, которые занимаются политической деятельностью в России? Мы полагаем что информация об организациях, выполняющих функции иностранного агента, будет гарантировать, в том числе, и свободу волеизъявления граждан России и независимость избирательных процессов. Мы считаем некорректным и недопустимым, чтобы официальный представитель другого государства предлагал представителям нашей страны изыскивать способы сокрытия информации от граждан Российской Федерации, и предлагать НКО фактически противоправную модель поведения. Мы считаем, что в России должны работать международные стандарты демократии, а не те стандарты, которые сочтет необходимым какой-то политик из-за рубежа» — подчеркнула Ирина Яровая.

Выступавший вслед за ней Вячеслав Никонов постарался несколько разрядить обстановку, но сказать, что это получилось, было бы не совсем верно, потому как цифры, приведенные главой фонда «Русский мир», насторожили еще больше.

«Многие некоммерческие организации на 65% финансируются либо правительственными структурами, либо спецслужбами, а, например, такие известная структура как «Фридом Хаус» на 80% финансируется Госдепом США», — заявил Никонов.

«Наш законопроект — это мягкая форма самообороны, и она коснется очень небольшой части организаций. По оценкам российских контролирующих органов, неправительственных организаций, занимающихся политикой, насчитывается не более тысячи, а всего у нас зарегистрировано 220 тысяч различных некоммерческих организаций, а, значит, это касается всего 0,4% неправительственных организаций», — рассказал депутат

Его сразу же попытался поправить Сидякин, заявивший, что, по его данным, закон коснется не 1000, а только 100 организаций, проявляющих наибольшую политическую активность.

Так уж получилось, что открытых оппонентов законопроекта среди членов комитета не оказалось. Нашелся только один «сомневающийся» в лице «справедливоросса» Андрея Туманова. Вначале ему не понравилось положение закона, дающее определение политической деятельности, а затем он придрался к словосочетанию «иностранный агент».

«Я сегодня провел небольшой опрос с целью найти синоним к определению «иностранный агент». Всего я опросил 54 депутата, 2 уборщицы, 5 сотрудников аппарата и 5 журналистов, и единственным синонимом стало слово шпион», — поделился своими наработками Андрей Туманов, чем заметно оживил ход заседания.

«Но агент и шпион — это разные вещи, мы же говорим налоговый агент или транспортный агент», — возразил на это Вячеслав Никонов.

Победителем дальнейшего спора стал «единоросс» Сергей Попов, предложивший определение «агент иностранного заказчика».

«Идет. Я — за», — отозвался на слова Сергея Попова Андрей Туманов.

После этого председатель профильного комитета Ярослав Нилов решил посоветоваться с коллегами о ходе дальнейшего обсуждения вопроса и принял поистине революционное решение. Впервые в истории Думы задавать вопросы и участвовать в обсуждении законопроекта было позволено парламентским журналистам, которые по идее должны были представлять гражданское общество, чьих представителей на заседании комитета для полноценной дискуссии явно не хватало. Заседание комитета, таким образом, превратилось в некое подобие пресс-конференции, участники которой сразу же развеяли несколько мифов.

Так, Вячеслав Никонов с ходу отверг связь закона FARA с нехорошими явлениями в американской истории, известными под «маккартизмом», и заявил, что никакой охоты на ведьм в России не будет.

Весьма любопытным способом из ловушки, расставленной коллегой из «МК», вышел председатель комитета Ярослав Нилов.

«Все будет решать суд. Если представители общественной организации, которая помогает детям-инвалидам, выходят на митинг с требование отставки мэра города, который детям-инвалидам не помогает, то это, наверное, политическая деятельность, но тогда возникает вопрос, а кто допустил к работе того чиновника, который вместо того, чтобы защищать права граждан, будет обращаться в суд с требованием проверять такие случаи?», — отметил Нилов.

По его словам, именно суды помогут избавить граждан от «дураков — чиновников».

Отвечая на вопрос о том, каким образом 100 неправительственных организаций могут повлиять на политические процессы в России, Яровая отметила, что цель закона не в том, чтобы кому-то в чем-то помешать, а в том чтобы люди знали кто, как и чем занимается в России, представляя иностранные интересы

Еще один вопрос о поразительной скорости, с которой принимается законопроект, вызвал негодование Ярослава Нилова.

«Мы договорились рассматривать максимально быстро все инициативы, которые к нам поступают, чтобы избежать случаев, когда законопроекты валяются здесь с первого созыва и потом становятся никому не нужны. Исходя из интересов национальной безопасности, есть законопроекты, которые терпят, а есть те, которые не терпят. Этот не терпит, но все у нас будет хорошо и никаких катаклизмов не ожидается», — отрезал Нилов.

К итоговому голосованию все члены комитета пришли если и не в единодушии, то по крайней мере в согласии. Удовлетворенным остался даже Андрей Туманов, замечание которого о нечеткости некоторых формулировок вошло в проект заключения по законопроекту.

Ожидается, что Госдума рассмотрит законопроект в первом чтении уже в ближайшую пятницу.