https://www.funkybird.ru/policymaker

Украина не отдает России свою «трубу»

В результате переговоры по формуле «дешевый газ в обмен на контроль за трубопроводом» могут зайти в тупик.

Верховная Рада Украины вчера так и не решилась дать добро на приватизацию и дальнейшую продажу «Газпрому» национальной газотранспортной системы (ГТС), что является предварительным условием российского концерна для достижения с украинской стороной договоренности по всему комплексу газовых вопросов. Готовящаяся российско-украинская сделка, напомним, предусматривает продажу «Газпрому» украинской ГТС, за что российский поставщик обязуется предоставить Украине очень существенную скидку в цене на газ.

И хотя после того, как Турция накануне Нового года сняла последнее препятствие на пути реализации «Газпромом» проекта «Южный поток» (который способен окончательно обесценить украинскую «трубу»), у Украины фактически не осталось иного выхода, кроме как продать свою ГТС российскому концерну, депутаты так и не решились внести необходимые изменения в законодательство. Во всяком случае, они отложили вопрос до 13 января, когда надеются заслушать отчет о ходе российско-украинских переговоров от министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко. Правда, никакого прямого приказа г-ну Бойко депутаты Рады отдать не вправе, и потому они скромно добавили, что этот отчет состоится, если министр сможет придти к ним в Раду. А будет ли он вообще в этот день в Киеве – никто из депутатов еще толком и не знает. Так что необходимость заслушивания г-на Бойко выглядит в лучшем случае как уловка с целью оттягивания решения о приватизации и дальнейшей продаже украинской «трубы».

Собственно, это подтвердил вчера и спикер парламента Владимир Литвин, который заявил журналистам, что Верховная Рада пока вообще не будет рассматривать законопроект о реформировании «Нафтогаза» (который, в частности, предусматривает возможность сдачи местной газотранспортной системы в аренду) и вернется к этому вопросу лишь после завершения российско-украинских газовых переговоров. Г-н Литвин добавил при этом, что его позицию поддерживает правительство и администрация президента Украины.

В итоге же сложилась следующая ситуация. Не кто иной, как сама Украина инициировала в 2011 году переговоры с Россией для снижения цен на российский газ. «Газпром» дал принципиальное согласие на очень существенную ценовую скидку лишь в случае передачи ему контроля над украинской ГТС (чему препятствует нынешнее украинское законодательство). А Украина теперь, видите ли, не торопится изменить это самое законодательство, ожидая результатов газовых переговоров. Ну, что ж – так можно и до «морковкиного заговенья» прождать.

«Газпрому», кстати, сам проект приобретения украинской «трубы» становится чем дальше, тем все невыгоднее. В канун Нового года об этом поведал глава российского концерна Алексей Миллер. «Наши украинские коллеги привязывают в переговорах вопрос со скидкой цен на газ, если считать на объем 40 миллиардов кубометров газа — это объем, который Украина должна купить в соответствии с действующим контрактом на поставку газа — то скидка была бы в районе 9 миллиардов долларов ежегодно», — сказал Миллер.

А свою ГТС украинская сторона при этом оценивает ни много, ни мало в $20 млрд (которые, понятное дело, также должен будет оплатить «Газпром»). «Заявочная сумма значительная», — оценил Миллер. При этом он добавил, что еще потребуется внести достаточно большие средства для модернизации ГТС. «Сейчас можно говорить только о некоей «вилке» оценки (того), какие средства требуются для модернизации ГТС Украины — называются цифры от 2-3 миллиардов евро до 7-8 миллиардов евро», — пояснил Миллер.

Таким образом, пояснил Миллер, газотранспортная система Украины может обойтись дороже строительства «Южного потока», сообщил Алексей Миллер перед Новым годом, докладывая Владимиру Путину о промежуточных результатах переговоров с украинскими партнерами. Ведь оценка черноморского участка «Южного потока» — около 10 млрд евро, сухопутных трасс по Европе — порядка 6,5 млрд евро, в сумме «чуть-чуть больше» 15 млрд евро, сообщил Миллер. При этом на сам «Газпром» — с учетом европейских партнеров в проекте — придется лишь половина этих затрат.

Владимир Путин выслушал Миллера и сказал: «Украина была, есть и, надеюсь, останется нашим стратегическим партнером». И попросил продолжить газовые переговоры с Украиной. Ну а украинская сторона, как видим, решила продолжить торг с «Газпромом» — авось, добьемся еще более значительной скидки на газ.

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью реформирования нефтегазового комплекса», который был включен вчера в повестку дня сессии Верховной Рады, предлагает внести изменения в законы Украины «О трубопроводном транспорте» и «Об управлении объектами государственной собственности».

Законопроект предлагает предоставить необходимые полномочия Кабинету министров Украины осуществлять реформирование Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины». Согласно предлагаемым изменениям, «реорганизация (слияние, присоединение, раздел, преобразование) государственных предприятий, дочерних предприятий НАК Нафтогаз Украины, которые проводят деятельность по транспортировке магистральными и/или распределительными трубопроводами, хранению в подземных газохранилищах, и НАК Нафтогаз Украины осуществляется по решению Кабинета министров Украины».

Напомним, что в соответствии с ныне действующим законом «О трубопроводном транспорте», реорганизация (слияние, присоединения, раздел, отделение, преобразование) государственных предприятий трубопроводного транспорта, а также их приватизация запрещаются. Запрещается также отчуждение основных фондов государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта, передача их с баланса на баланс, в концессию, аренду, лизинг, залог, управление, передача в уставной фонд других юридических лиц основных фондов и акций таких предприятий. Запрет также распространяется на какие-либо действия, которые могут привести к отчуждению основных фондов и акций этих предприятий, а также основных фондов и акций НАК Нафтогаз Украины, дочерних и учрежденных ею предприятий и газохранилищ.