https://www.funkybird.ru/policymaker

Миру нужна альтернативная модель развития

Анализ работы Государственной комиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья однозначно показывает, что правительство Российской Федерации рассматривает нашу Восточную Сибирь в географическом смысле как край, не требующий достаточного внимания.

В этом смысле это большая беда, потому что развитие Дальнего Востока может и должно стать приоритетным направлением всей российской политики. Не просто одним из важнейших, а приоритетным, первым, самым главным. По сути, речь идет о том, что не удается запустить новую восточную политику, которую я формирую 10 лет в книгах, выступлениях и т. п. Мы должны создать на Дальнем Востоке центр мирового развития. Мы рискуем потерять уникальную возможность выйти в Северо-Восточную Азию как субъект мирового развития.

Мы не видим никого персонально ответственного за развитие Дальнего Востока

В чем дело? Почему комиссия, на мой взгляд, показывает беззубость? Я считаю, что первое – это неумение работать в проектном ключе. Мы видим пережевывание одних и тех же вопросов. Например, малая авиация. Для Дальнего Востока и Восточной Сибири это базовый транспорт. По сути, не было бы ничего странного, если бы в составе российского правительства существовало особое министерство не только авиации, но и авиации на Дальнем Востоке. Настолько велика значимость этого транспорта, и без этого невозможно представить себе развивающийся Дальний Восток. Но в который раз следуют какие-то дежурные фразы о важности малой авиации. Все это заканчивается тем, что обнуляют пошлины на ввоз зарубежных региональных самолетов, закрепляя неразвитие нашей авиации в целом и на Дальнем Востоке в особенности. Таким образом, первый пункт – это то, что нет проектного видения.

Второй пункт – это отсутствие понимания приоритетности развития Дальнего Востока. Мы не видим никого персонально ответственного за развитие Дальнего Востока. Можно, конечно, назвать полномочного представителя, но даже в формальном смысле он не охватывает Восточную Сибирь. Можно говорить о министерстве развития Дальнего Востока, но оно еще не началось. Только-только согласовывается положение об этом министерстве. Нужна личность, которая ясно понимает приоритетность этой политики, и которой даны все необходимые полномочия для подъема нашего Дальнего Востока и Восточной Сибири.

В кризис все будет резко деградировать и проседать

Сейчас существует проблема глобального финансово-экономического кризиса. Кто предложит другую модель социально-экономического развития? Россия имеет все возможности практически продемонстрировать такое предложение, т. е. взять Восточную Сибирь и показать на этих территориях концепции развития. Мы сваливаемся в штопор кризиса. Все будет резко деградировать и проседать. Если не найдется мирового лидера, который предложит новую повестку развития, то мы можем скатиться и к глобальной мировой войне. Между тем речь идет о территориях, уникальных по природным богатствам, а значит, можно подумать о строительстве гигантского количества горно-обогатительных комбинатов.

Но самое главное – это проекты, направленные на туризм. Но только не на стандартный туризм, а на экотуризм, рыбалку, охоту. Край очень целебный, поэтому туризм можно соединять с рекреацией, санаторно-курортным лечением и т. д. Не стоит забывать и об организации полного цикла космической деятельности. Т. е. речь не идет только о природе или сырьевых богатствах. А самое главное – это создание новых городов. Тут можно было бы привлечь российских и зарубежных архитекторов, построить вузы, где бы учились и иностранцы. Рядом – Китай, Япония, Корея, Тихоокеанское сообщество, страны АТЭС, Юго-Восточная Азия… Это – гигантское богатство культур, цивилизаций, т. е. уникальный потенциал. В конечном счете, это и капитал.