https://www.funkybird.ru/policymaker

Как должно измениться протестное движение в России

Сегодня в РБК вышла моя статья о том, что ждет российское протестное движение. Этим материалом РБК daily открывает серию авторских статей оппозиционных политиков, как, на их взгляд, должно измениться протестное движение в России

В июне у оппозиции были две новости — хорошая и плохая. Хорошая заключалась в том, что окончательно стало ясно: запугать не удалось, массовость растет, спада у протеста нет. Плохая — в том, что инициатива опять перешла к властям, которые оказались не только главными либералами в стране (по выражению Ходорковского), но и революционерами. Что бы мог предложить москвичам «оргкомитет протестных действий», если бы не было варварского закона о митингах и массовых обысков и задержаний оппозиционеров, зачем людям надо было бы выходить на площадь — совершенно неясно.

Это для политиков сходить на митинг — понятное и само собой разумеющееся дело. У «нормального» человека для подобного шага должна быть причина. Ею может быть чувство возмущения очередным «гениальным» шагом власти (что сейчас и работает) либо же возможность добиться конкретного результата (выполнение определенных требований или смена власти как таковой). Первая причина в предельной форме может перерасти в бунт, вторая — в революцию. Но из бунта никогда ничего, кроме хаоса и насилия, не произрастет. Из революции, если ее делают ответственные политики, не желающие крови, — возможно.

Но вот парадокс: оппозиция оказалась пока не способна выдвинуть никаких определенных и — самое главное — выполнимых требований. Она также не предложила и образа будущей власти (здесь требуется не только правовая конструкция, но и предъявление набора лиц и их компетенций). Так что действительно, сейчас главная задача как ответственной власти, так и ответственной оппозиции одна — выделить набор персоналий, которые в состоянии отвечать за развитие политического процесса и формулирование внятной и понятной обществу программы действий. Без этого невозможны ни переговоры, ни революция, а вероятен только бунт.

Москва как центр протестной активности показала свой потенциал, но продемонстрировала и пределы возможностей. Массовость оказалась возможна, организация — нет. Мы видим идейную и имущественную пропасть между москвичами и остальной страной, а также неспособность лидеров вести себя ответственно и не эгоистично. Наблюдается приоритет личностного пиара над работой над программными и долгосрочными целями. Нам сейчас позарез необходимо структурирование протестного движения, переход от городской герильи к упорядоченной операции по приходу к власти. Наш единственный ресурс для этого — регионы.

Пока они по-прежнему спят. В областных центрах проходят демонстрации, но на них выходит крайне мало людей. Люди, живущие в регионах, не за Путина, но и не за оппозицию. Они за стабильность, потому что знают, что такое путинская система и чего следует ждать, даже если страна стремительно катится вниз. Для них пропаганда создала ложный выбор: если ты за оппозицию, значит, за возврат в 1990-е; если за власть — за медленное продвижение вперед. Поэтому главная задача оппозиции на лето — рассказать людям, чего они реально достойны, выработать вместе с ними общую цель движения и показать, что мы способны оправдать их ожидания.

Крупных протестных акций этим летом не планируется. Наступило время, когда от слов пора переходить к делу. И именно эти три месяца между «Маршами миллионов» станут этим моментом. Сейчас оргкомитет поддержал идею организации в июле и августе дискуссионных лагерей, похожих на прошлогодний «Анти-Селигер» в Химкинском лесу. Но главное отличие в том, что это будет не только площадка для обсуждения тех или иных вопросов, обмена опытом, мнениями, но и платформа, созданная для объединения людей, для разработки единой оппозиционной программы.

В середине июля на границах Волгоградской и Воронежской областей мы постараемся собрать неравнодушных людей из Воронежской, Волгоградской, Астраханской, Тамбовской, Саратовской, Пензенской, Липецкой, Курской, Белгородской, Орловской, Рязанской областей и Ставропольского края. В конце июля — жителей Татарстана, Удмуртии, Башкирии, Пермского края, Свердловской, Челябинской, Кировской и Самарской областей на Каме. Сразу после этого жители Мордовии, Чувашии, Владимирской, Ивановской, Нижегородской, Костромской, Ярославской областей смогут посетить дискуссионный лагерь под Нижним Новгородом, а в августе будут организованы площадки для жителей северо-запада страны, южных районов и Сибири. Завершится все в конце августа недалеко от Москвы.

Кроме того, в августе стартует автопробег, который посетит Санкт-Петербург, Псков, Смоленск, Орел, Брянск, Курск и многие другие города. Предполагается охватить большую часть областных центров, где в формате встреч с депутатами и на согласованных митингах будем общаться с людьми, выяснять проблематику конкретного региона, формировать политическую программу, основанную также на пожеланиях этих людей, а не только интернет-активного населения.

У страны есть общие для всех проблемы, но у каждого региона своя специфика. Жители Воронежской области должны понимать, что мы требуем не только ухода Путина и перевыборов в Госдуму, но и того, чтобы работы на Хопре не гробили их здоровье; жители Иркутской области и Бурятии — что Байкал никто не тронет. Для Новосибирской области важны как настоящая программа модернизации экономики, так и последствия вступления в ВТО для оставшихся на плаву крестьян.

Протест в России должен приобрести социальный характер, а политические требования должны вытекать из задач, понятных большинству. Реальные изменения возможны лишь тогда, когда рабочий Уралвагонзавода поймет, что не власть создана для него, а он главный ее кормилец. Когда человек, всю жизнь говоривший, что голосовать не имеет смысла, потому что за него все давным-давно решено наверху, и что он ничего не способен изменить, начнет думать по-другому и встанет в наши ряды.

Простым людям, по сути, без разницы, кто находится во власти. Главное их требование — нормальная жизнь, в которой не будет беспредела, где закон — венец всего. Но если власть не хочет меняться, не выполняет своих обещаний, то пора ее менять. Если мы не сделаем это сейчас, то это сделают позже другие. Нельзя бороться со следствием митингов, нужно бороться с их причинами. Вся страна знает, что в России бал правят жулики и воры. Но никто не знает, как это можно изменить, не потеряв того, что есть.

Рецепт предложил когда-то бывший премьер Великобритании Уинстон Черчилль при своем избрании: «Мне нечего предложить вам, кроме крови и тяжелой работы, слез и пота. Перед нами самый важный экзамен. Перед нами долгие месяцы борьбы и страданий. Давайте пойдем вперед вместе общими силами». Мне кажется, лучше не скажешь. Россия сдаст этот экзамен и станет свободной.