https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия стремительно теряет Дальний Восток

Власти ограничиваются лишь громкими словами да собственным пиаром, а регион постепенно превращается в пустыню.

Есть такие вещи, о которых так хочется не думать, но не думать о которых — себе дороже. Каждому, кто брал кредиты или просто влезал в долги это знакомо. Дальний Восток в этом смысле — это тот еще должок, который висит над покуда беззаботной властной элитой ненастной тучей. Вроде и высоко, и далеко, и дождь пока не намечается, но настроение поганит.

Можно долго размышлять над тем, что же такое Дальний Восток для России — обуза или, напротив, сказочный подарок, значение которого в Кремле не смогли толком постичь, кажется, даже во времена СССР, когда мы активно взялись осваивать космос и, казалось, превратить дальневосточный край в индустриальную мекку казалось делом простым, а оттого и второстепенным. Впереди ведь были еще века жизни при коммунизме. Кто ж знал, что последнее десятилетие XX века станет таким, каким и стало?

Тратить время на анализ доводов тех, кто считает Дальний Восток обузой и предлагает подарить его китайцам — дело неблагодарное и контрпродуктивное. Благо, как минимум не меньше идей витает вокруг непростой, но почтенной миссии освоения дальних территорий. Да, имеет место известный даже школьнику «парадокс» — концентрация населения на территории России мало сказать что неравномерна — на территории ДВФО уже сейчас есть территории где давно не ступал человек. Сегодня на гигантской территории, равной трети всей территории Российской Федерации проживает лишь 6 миллионов человек. Это, впрочем, данность, с которой в нынешних условиях приходится разве что считаться, но следует ли из этого, что эти несколько миллионов граждан России уже можно не брать в расчет и забросить их так же, как, по сути, и оказался уже заброшен Дальний Восток?

Премьер Дмитрий Медведев на прошедшем во Владивостоке заседании Госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока заявил решительно: нет, мол, такого допустить нельзя. И вообще, мол, надо указанные территории социально-экономически развивать: «В полной мере реализовать потенциал Дальнего Востока и Восточной Сибири, максимально интегрировать эти территории в национальное экономическое пространство, создать благоприятные условия для жизни и работы людей». Но дело не в том, что премьер-министр и не может высказаться как-то иначе, а в том, что реальность сегодняшняя со словами предательски расходится. Слова обращены в будущее, которое жителям трети России нынче представляется туманным. Хорошо, если кого из них есть возможность мигрировать в Москву или, хотя бы, близко, найти работу и пересылать домой какие-то деньги — и то ладно. Развиваться и делать карьеру на Дальнем Востоке же? Каждый местный был бы рад, да много ли возможностей?

Возможностей-то — объективных — как раз достаточно, но получается как в том анекдоте про слона и ведро черной икры («Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?»): «Дальний Восток — потенциально очень привлекательный регион для инвестиций. Минерально-сырьевые ресурсы, транзит, логистика, туризм, энергетика — инвесторы с удовольствием вложили бы в эти отрасли миллиарды. Но, увы, не вкладывают. Для того чтобы все эти направления заработали, необходимо устранить главное слабое звено — неразвитую транспортную инфраструктуру региона», — называет одну из проблем на страницах «Независимой газеты» президент ассоциации строителей Хабаровского края Федор Глушков. Да, транспорт в этом регионе — и впрямь ахиллесова пята, причем давняя. Проблему эту не удалось толком решить и в лучшие для индустриального развития годы советской власти, что уж говорить о последующих, когда явно сильным мира сего было не до Дальнего Востока.

Но никто и не называет проблему нерешаемой. Более того, миллиарды из федерального бюджета на развитие ДВФО направлялись, направляются, а с созданием отдельного ведомства по развитию дальневосточного региона должны политься рекой. Осталось разве что прорвать поросшую плотным административным мхом коррупционную лавину. Всего-то.

Свое видение современного состояния дальневосточного региона и его перспективы в беседе с обозревателем KM.RU представил доцент Российской академии госслужбы при президенте РФ Вениамин Вутянов:

— В свое время, в начале 80-х годов прошлого века, Госпланом СССР (предшественником нынешнего Минрегионразвития) уже была разработана программа освоения Дальнего Востока. Она была комплексной и включала в себя несколько разделов, в том числе, кстати, и демографический: хотя во времена СССР там жило свыше 10 миллионов человек, но это считалось, и не без оснований, недостаточным, а сейчас население этого региона почти в два раза меньше. Была прописана и экономическая программа развития дальневосточного региона: запланировано строительство нескольких городов, которые должны были стать форпостами и с экономической, и с военно-стратегической точки зрения. Должна была быть выстроена, согласно этой программе, соответствующая инфраструктура с прицелом на тесную экономическую взаимосвязь с близлежащими странами.

Прошли годы и то, что происходит там сегодня — это чистейшей воды пиар. Да, мы можем себе позволить на отдаленных территориях построить что-то к грядущему саммиту АТЭС, чтобы потом благополучно об этом забыть. Надо сказать, что вообще таких чистой воды «пиар-проектов» в современной России немало. Навскидку можно привести примеры: это и стройка к зимним олимпийским играм в Сочи, и стройка к Чемпионату мира по футболу 2018 года и т.д. Все хорошо, но только с усилением экономической безопасности или с усилением экономической мощности и вообще развитием ничего общего это, конечно же, не имеет.

Я согласен с прогнозами, что вкладываемые в развитие Дальнего Востока инвестиции в обозримом будущем не окупятся, потому что успех инвестирования определяется полученным результатом. Либо это финансовая прибыль — столько-то вложили, столько-то вернули, посчитали соотношение, определили эффективность; либо результат инвестиций — в виде каких-то построенных объектов, той же инфраструктуры, связанной с основным капиталом, но и только. Ведь мало просто построить объекты. Сейчас, если съездить на остров Сахалин — там можно увидеть и заброшенные шахты, и не эксплуатируемые узкоколейки, еще от японцев нам доставшиеся. Объекты есть, но они не функционируют. И сейчас ситуация в тех краях предельно прозаична. Требуется модернизация имеющейся и создание новой инфраструктуры, ее развитие, но всего этого нет.

Как Вы лично расцениваете вероятность опустынивания дальневосточной территории, каковую судьбу ей предрекают сегодня ряд экспертов?

— География — не мой профиль конечно, если шуточно обыграть этот прогноз… Я вообще не алармист, конечно, но если говорить о пустыне в переносном смысле, с точки зрения экономики, то можно исходя даже из чисто рациональных выводов, предполагать, что такой сценарий очень даже вероятен. Если ничего дельного для развития региона и далее не предпринимать.