http://www.funkybird.ru/policymaker

Евросоюз или второй СССР: есть ли сходства

Некоторые экономисты проводят параллели между агонией Советского Союза в 1980-х годах и процессами, которые подтачивают еще недавно самую мощную региональную экономику мира – Европейский союз. Череда саммитов и бесконечных денежных потоков превратили программу спасения Греции, Ирландии, Испании, Португалии и в скором времени Италии в мыльную оперу. Чем ЕС стал похож на СССР, Metro рассказали аналитики.

Игорь Даниленко, советник управляющего директора по инвестициям ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс

– Развал СССР был вызван забюрократизированной плановой экономикой, что вкупе с высокими социальными обязательствами привело к нескончаемому бюджетному дефициту при низких ценах на нефть. В ЕС много общего с той системой. Первое – система управляется бюрократами, которые не были выбраны непосредственно гражданами. Второе – правила и законы ЕС создают забюрократизированную систему, как следствие – низкий экономический рост. Третье – у ЕС завышенные социальные обязательства. Четвертое – региональные элиты, как и в СССР, работают на сепаратизм. Конечно экономика зоны ЕС в целом гораздо более рыночная чем плановая экономика СССР. Тем не менее в ряде стран — таких как Греция и Испания — мы видим, что при текущих уровнях зарплат и социальных обязательств и низкой производительности труда, экономика этих стран неконкурентоспособна в рамках ЕС и по сути должна дотироваться другими странами, что не представляется возможным на сколько-нибудь долгосрочном горизонте так как в целом у многих стран ЕС долг тоже близок к предельным уровням в 100% к ВВП.

Всеволод Лобов, руководитель аналитической службы «ИК «ДОХОДЪ»

– Развал Советского Союза фактически был предсказан в год его создания (1922) австрийским ученым-экономистом Людвигом фон Мизесом в его работе «Социализм». Автор подчеркивал, что социализм не может существовать достаточно долго вследствие невозможности эффективного распределения ресурсов из-за отсутствия рыночной информации. В Европе, в прочем как и в США, государство достаточно долгое время искажало стимулы домохозяйств правильно соотносить расходы с доходами и сбережением, стремясь быстро улучшить уровень их жизни с помощью роста государственных расходов и развития кредита (прежде всего, снижения учетных ставок). На некотором этапе, вследствие замедления роста, возник пузырь гос.долга, который причиняет сейчас столько проблем всему миру. Греции каким-то образом удавалось в течение последних 10 лет занимать огромные суммы денег под низкий процент, хотя ее кредитоспособность в «нормальных» условиях должна была бы вызвать сомнения. В этом, наверное, и есть основная параллель между СССР и Европой — нарушение системы стимулов, необходимых для правильного принятия экономических решений.

Вернон Коулман, писатель, журналист

– В Советском Союзе была одна партия. По сути – в ЕС то же самое. Все политические силы, которые не поддерживают основную линию, просто лишаются финансирования из Брюсселя. Как и СССР, Евросоюз был создан в нарушение всех демократических норм. Многие решения принимались тайно и без учета мнения простых граждан. Вместо информирования о работе еврочиновников мы получаем пропаганду. Те же, кто пытаются оспаривать интеграцию, получают хлесткие определения вроде «расисты». В СССР республики не могли открыто обсуждать выход из состава. Да и процедуры такой просто не было. В Евросоюзе все то же самое.

Александр Новиков, руководитель аналитического отдела ГК Broco

– Cамые главные проблемы, которые можно выделить, проводя параллели между Евросоюзом и СССР, это коррупция и бюрократия. Евросоюз слишком медлителен в своих решениях, особенно это стало заметно в последние несколько лет во время кризиса. Ключевые шаги тоже даются с трудом. Политики часто отстаивают интересы своей страны, которые могут не совпадать с интересами Евросоюза. Однако не стоит считать, что Евросоюзу уготован крах с стиле СССР. Проблемы ЕС вполне разрешимы. В Евросоюзе, в отличие от СССР, сразу несколько стран имеют мощную экономику, и эти страны медленно, но движутся к разрешению кризиса в еврозоне. В актив ЕС так же стоит внести тот факт, что при его развале (в отличие от СССР) пострадают слишком много стран, в том числе США, Китай и Япония, которые, естественно, попытаются не допустить коллапса Евросоюза. Евросоюзу стоит проработать процедуры добровольного и принудительного выхода стран из зоны евро и/или введения альтернативной валюты для более слабых стран. Политики должны понимать, что несмотря на то, что развал ЕС маловероятен, однако как выбор меньшего из зол, вполне реален. Еще одним уроком может послужить осознание того, что реформы и ключевые решения должны приниматься более оперативно, что в свою очередь позволит вернуть доверие инвесторов к ЕС и уменьшить вывод средств из Европы.

Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК

– Европа вот уже примерно 60 лет ставит уникальный по своей природе эксперимент – создать единое государство из конгломерата множества стран, причем сделать это сугубо мирным путем. Подобной попытки в истории человечества до сих пор не было. Вполне возможно, что на этом пути какие-то страны отпадут либо навсегда, либо временно, но сегодня подводить итоги еще рано. Скорее всего, процесс объединения будет длиться лет 100, то есть судить об успехе эксперимента можно будет только спустя несколько десятилетий. На сегодняшний день европейские государства прошли достаточно большой путь, на котором были и временные отступления, но в целом мы видим интеграционный вектор движения. Страны смогли создать единое визовое и валютное пространство. И поскольку все это происходит впервые в истории, все параллели относительны. СССР, как и все большие страны в истории человечества, был создан отнюдь не мирным путем. Кроме того, СССР первым прошел совсем другой путь, который теперь, похоже, собираются с определенными вариациями повторить страны «арабской весны». В целом же, едва ли можно провести множество аналогий с распадом единой большой страны (СССР) и нормальными рабочими трудностями первого в истории человечества интеграционно-объединительного процесса множества стран.

Алексей Вязовский, аналитик ФГ «Калита-Финанс»

– Я бы скорее говорил не о развале ЕС по примеру СССР, а о неизбежной трансформации. Она может происходить по нескольким сценариям. Наиболее реальна реорганизация союза, когда из состава блока будут исключены те самые слабые звенья, угрожающие стабильности всей системы. В этих условиях в зоне Евро могут остаться лишь наиболее конкурентоспособные страны с относительно высокой бюджетной дисциплиной. Такие же игроки, как Греция, Испания, Португалия, Ирландия и, возможно, даже Италия, останутся за бортом «еврокорабля». Перечисленные государства вернутся к прежним валютам и за счет девальвации драхмы, песо, лиры и т.д. вынуждены будут решать внутренние проблемы. Новая же еврозона возьмется за углубление интеграции