https://www.funkybird.ru/policymaker

Чуров будет равняться на мексиканские выборы

Глава ЦИК счел образцовыми президентские выборы в Мексике, где за победившего кандидата Энрике Пенью Ньето агитировали две главные телекомпании.

Мексику на ближайшие шесть лет возглавит самая телегеничная пара в истории страны: Энрике Пенья Ньето, женатый на телезвезде Анхелике Ривере. Фото: APВ Мексике на выборах победу одержал кандидат оппозиционной партии Энрике Пенья Ньето. Согласно официальным данным, он набрал около 38% голосов, опередив ближайшего соперника Андреса Мануэля Лопеса Обрадора не менее чем на 6%, передает агентство EFE. Действующий глава государства Фелипе Кальдерон уже поздравил победителя.

А глава российского ЦИК, присутствовавший в Мексике в качестве наблюдателя, поздравил своих мексиканских коллег со «впечатляющей организацией» избирательного процесса. Увиденное настолько впечатлило Чурова, награжденного орденом Александра Невского за проведение президентских выборов в России, что он увидел в Мексике пример для подражания. У стран Латинской Америки есть самый совершенный аппарат подготовки и организации выборов на данный момент, заметил глава ЦИК.

Впрочем, г-н Чуров не скрыл, что сами мексиканцы несколько менее восторженно относятся к работе собственной электоральной системы. Так, он упомянул студенческие протесты против «неравномерного освещения кандидатов на пост президента в местных СМИ». Как философски прокомментировал эту ситуацию Владимир Чуров, «подобные претензии и нам тоже знакомы».

Вообще скандальная ситуация с освещением президентских выборов в Мексике на местном телевидении — не единственная параллель между политическими реалиями России и Мексики. Раз уж сам г-н Чуров счел нужным такую параллель провести, имеет смысл подробнее рассказать о прошедших в Мексике во многом очень знаменательных выборах.

Что пройдет, то станет мило

У Энрике Пеньи Ньето и Анхелики Риверы, женатых всего два года, шесть достаточно взрослых детей от предыдущих браков. Фото: AP

Прежде всего, в пояснении нуждается слово «оппозиция». Кандидата от Институционно-революционной партии (ИРП) можно не в большей мере считать оппозиционером в Мексике, чем Геннадия Зюганова в России. Подобно КПСС, мексиканская ИРП правила страной семь десятилетий. Формально в Мексике существовали и другие партии, но они не имели ни малейшего шанса победить на выборах, поскольку главным избирателем страны был действующий президент. Перед тем, как сойти со сцены (мексиканский президент избирается на шесть лет без права на переизбрание), он тыкал указательным пальцем в сторону своего преемника. Такой способ избрания в Мексике именовался dedazo, от слова dedo, «палец».

Бюрократическая машина ИРП действовала без сбоев вплоть до наступления третьего тысячелетия, но в 2000 году была вынуждена допустить к власти консервативную оппозицию. При этом сама ИРП никуда не исчезла и продолжала в значительной степени контролировать парламент, а также ключевые штаты. Победивший кандидат Энрике Пенья Ньето как раз был губернатором крупнейшего штата Мехико.

Итогом двух сроков пребывания у власти консерваторов стало замедление экономического развития. Страна, которая первой в Латинской Америке заключила договор о беспошлинной торговле с США и Канадой, в последнее время оказалась в тени Бразилии. Темпы роста ВВП не превышают 2%. К тому же Мексика погрязла в кровопролитной войне с наркомафией. Не доверяя коррумпированной полиции, президент Кальдерон подключил к борьбе с наркотрафиком армию. Жертвами этой военной кампании за последние шесть лет стали 55 тысяч человек — население небольшого города.