https://www.funkybird.ru/policymaker

Новый закон об НКО: запреты или взаимоотношения?

В минувшую пятницу в Госдуму был внесен законопроект о некоммерческих и неправительственных организациях. Документ предлагает наделять такие организации, получающие гранты из-за границы и занимающиеся политикой, статусом иностранных агентов. Соответственно, эти НКО и НПО должны будут включаться в специальный реестр Министерства юстиции. И отчитываться о своей деятельности они будут иначе, нежели все остальные общественные организации.

Законопроект внесли депутаты-единороссы, и он тут же вызывал негативную реакцию у представителей этих самых общественных организаций. Правозащитники считают, что этот закон ограничит их деятельность. В Администрации президента РФ надеются, что представители других парламентских сил, кроме «Единой России», поддержат этот законопроект. Там поясняют: закон не ставит никаких запретов, а предлагает установить цивилизованные правила игры.

В Администрации президента разъяснили, на какие организации будет распространяться этот закон и как он будет работать.

Под действие нового закона попадут общественные организации, которые отвечают двум признакам: они получают деньги из иностранных источников и занимаются политикой. Такие НКО должны обязательно состоять в реестре организаций, выполняющих функции иностранных агентов.

Что такое «политическая деятельность» и кто ею занимается

Что касается финансирования из-за рубежа, здесь все понятно: это деньги, которые поступают из бюджетов иностранных государств, из зарубежных компаний и международных организаций, из российских компаний, в которых содержится иностранный капитал (исключение – ОАО с участием государственного капитала). А вот что подпадает под определение «политическая деятельность»? И кто будет решать, занимается ли та или другая организация политикой?

В Администрации президента поясняют: это и участие в политических акциях с целью воздействия на государственные органы и на принимаемые ими решения. Это и формирование общественного мнения с целью повлиять на государственную политику.

Сегодня в России действует 230 тысяч разнообразных НКО и НПО. Следует отметить, что в своих уставах те или иные организации могут и не указывать, что они занимаются политикой. И, тем не менее, их деятельность может подпадать под данный закон. Так, по данным источника в Администрации президента, только 30% экологических общественных организаций, действующих в России, занимаются исключительно вопросами экологии. Деятельность остальных так или иначе связана с политикой.

Для тех организаций, которые занимаются политикой, предусмотрен иной правовой режим, нежели для всех остальных. «Если обыкновенная НКО отчитывается раз в год, то такая организация отчитывается раз в полгода, – рассказали в Администрации президента. – У Минюста расширяется перечень оснований для внеплановых проверок таких организаций». Кроме того, такие организации должны будут обязательно предоставлять аудиторское заключение. А по итогам каждого года Минюст должен будет предоставлять в Госдуму доклад о деятельности НКО данной категории.

Министерство будет и определять, подпадает ли та или иная организация под действие закона. «В случае если Минюст, который является уполномоченным лицом, полагает, что данная организация отвечает двум признакам и не встала в реестр, возбуждается административное производство. Этот протокол поступает в суд, и суд принимает решение о привлечении к ответственности», – сообщил источник в Администрации президента. Фактически, суд будет идентифицировать ту или иную организацию как политическую.

В Администрации президента уточняют: под политическую деятельность вполне подпадает, например, деятельность общественных организаций по борьбе с коррупцией в ходе выборной кампании. В уставе НКО может быть не написано, что она занимается политикой, но закон действует независимо от декларируемых этой организацией целей.

«Вы можете трижды декларировать, что занимаетесь разведением кроликов, но если вы при этом занимаетесь политикой – никто вам не запрещает, только встаньте в реестр», – отмечает источник. При этом если в уставе организации написано, что она занимается политикой, но при этом исправно отчитывается и состоит в реестре, ей нечего бояться в связи с новым законом.

Куда деваются зарубежные гранты?

Довольно большая часть (порядка 30%) существующих сегодня НКО и НПО фактически не действуют и не подают отчеты. Минюст сейчас проводит ликвидацию таких организаций. Остальные отчитываются о доходах и расходах, но из этих отчетов совершенно не ясно, чем они занимаются.

При этом 70% средств, которые выделяются этим организациям из-за рубежа, выделяются из государственных бюджетов. Порядка 20% выделяют международные компании, 10-15% – это частные пожертвования. «Говорить об альтруизме во внешней политике довольно сложно, и те 70% денег – они непонятно на что идут, – отмечают в Администрации президента. – Та часть денег, которая идет на благотворительность в отношении больных детей, медицину, экологию в чистом виде, разумеется, не представляет интерес для данного закона».

Если принять за 100% сумму всех средств, поступающих на счета общественных организаций в нашей стране, то только 30% поступают безналичным путем. При этом валютное законодательство в этом плане довольно либеральное, отмечают в Администрации президента. Отследить, как попадают в страну эти деньги и на что они расходуются, довольно сложно. Поэтому теперь предлагается контролировать любое поступление денег из иностранных источников в НКО, если сумма такого гранта превышает 200 рублей (впрочем, сумма – это предмет обсуждения депутатов ко второму чтению).

Контроль в этой области будет осуществлять Росфинмониторинг. В случае если ведомство обнаружит признаки нарушения, оно должно будет информировать Минюст.

При этом, как отмечают в Администрации президента, ни одной запретительной нормы в законопроекте нет: «Никто не запрещает перечислять эти деньги, никто не запрещает политической деятельностью заниматься. Единственное требование: делайте так, чтобы мы об этом знали – открыто, четко».

Под действие нового закона подпадут до тысячи НКО и НПО, при том, что финансирование из-за рубежа получают несколько десятков тысяч из 230 тысяч организаций. Но большинство из них политикой не занимаются. Более того, как отмечают в Администрации президента, те организации, которые спонсируют НКО и НПО в России, сами заинтересованы в открытости и прозрачности: «Они устали бороться с коррупцией в этих организациях».

Российские законодатели смягчили американские нормы

Что касается ответственности за нарушения, предусмотренной в новом законе, то здесь предусматривается даже уголовное наказание. Законопроект предусматривает некоторые изменения в Уголовном кодексе. «Многие виды санкций, которые есть в Кодексе об административных правонарушениях, являются неадекватными степени общественной опасности тех или иных нарушений», – констатируют в Администрации президента.

Таким образом, за непредоставление информации, за отказ от включения в реестр для юридических лиц – предусмотрено до 1 миллиона рублей штрафа, для физического лица – от 3 до 5 лет лишения свободы. Соответственно, в УК РФ изменяется одна действующая статья и появляется новая. Последняя устанавливает уголовную ответственность за злостное невыполнение требований законодательства в сфере регулирования НКО.

Следует отметить, что данный законопроект во многом воспроизводит нормы американского законодательства о регистрации иностранных агентов. Там в этой сфере принимаются довольно жесткие меры. И тут наши законодатели поступили более гуманно, чем их американские коллеги, отмечают в Администрации президента. Так, например, в США если та или иная НКО выпускает какой-то печатный материал – брошюру или листовку – на ней должно быть указано: данная брошюра выпущена в интересах той или иной организации (выдавшей грант этой НКО). В России, согласно новому закону, на листовках достаточно будет указать, что они выпущены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Предполагается, что 6 июля законопроект будет рассмотрен депутатами в первом чтении. В случае принятия уже через неделю, 13 июля, он может быть рассмотрен во втором и третьем чтении. Совет Федерации в таком случае должен будет рассмотреть его 18 июля, в ходе своего последнего перед каникулами заседания.

Предполагается, что законопроект вступит в силу через 90 дней после его официальной публикации. Это сделано для того, чтобы соответствующие ведомства, в частности, Минюст, могли подготовиться к дальнейшей работе, а сами НКО и НПО могли встать на учет. При этом, как отмечают в Администрации президента, никакой тотальной проверки НКО и НПО на предмет соответствия их деятельности законодательству, не будет.

За 2011 год российские НКО и НПО получили 7,6 миллиарда рублей из-за рубежа. И это только видимая часть айсберга – цифры, полученные на основании отчетности организаций. При этом, далеко не все они отчитываются как следует и не все указывают суммы грантов полностью, потому что Минюст не перепроверяет эти отчеты. Сейчас проводить такую проверку ведомство может только раз в три года, а механизм назначения внеплановой проверки довольно сложен. Что касается финансирования НПО и НКО из российского бюджета, то в этом году из него выделяется 1 миллиард рублей.