https://www.funkybird.ru/policymaker

Москва и Пекин сопротивляются Западу

Либеральная демократия сталкивается с новым, имеющим решающее значение, испытанием – как работать с пост-коммунистической олигархией России и Китая. Попытка выяснить, как вести с ними конструктивный диалог, – важнейшая стратегическая задача для западного мира. В зависимости от развития событий будет формироваться XXI век, как в свое время с коммунизмом и фашизмом формировался XX, пишет газета The New York Times (Перевод РИА «Новый Регион»).

Издание отмечает, что в начале месяца в Риге именно об этом говорил Майкл Игнатьев, канадский мыслитель и бывший лидер Либеральной партии. Такая мысль посетила его во время Санкт-Петербургского ежегодного экономического форума, прошедшего на прошлой неделе, когда культурная столица была озарена лучами летнего солнцестояния.

Ключевым аргументом Игнатьева стал тезис, что у истории нет плана. Он полагает, что нынешнее развитие не имеет конкретного направления, включая и либеральную демократию. Когда речь идет от сегодняшних России и Китае, мировая общественность все ещё продолжает надеяться, что они окажутся накрыты волной либеральной демократии, как и все остальные.

Между тем, по словам Игнатьев, это лишь широко распространенное заблуждение на Западе, подпитанное верой в Санкт-Петербург, где Запад услышал то, что хотел услышать, а Россия показала именно то, во что она хочет заставить верить Запад. И если в своей вступительной речи Путин уверил всех, что он собирается придерживаться курса реформ и модернизации, его непосредственная политика заставляет задуматься над вышесказанным, учитывая, что российское общество начинают ограничивать в свободе слова, некоторых активистов, включая крестницу президента Ксению Собчак, недавно допрашивала полиция, подвергнув их дома обыску.

Учитывая реформаторские обещания, прозвучавшие в путинской речи, главный исполнительный директор Алкоа и российско-американского Бизнес Совета Клаус Кляйнфельд, хоть и колеблется, но признает, что Россия должна оцениваться и в контексте истории, и другого выбора. При этом он полагает, что у Запада все равно нет других вариантов, кроме как принять все заявления президента РФ за чистую монету. По его оценке, зная какой путь прошла страна за столь незначительный период времени, аргумент, что Россия движется в верном направлении, выглядит как никогда убедительным.

Подкрепляя эту позицию, первый вице-премьер Игорь Шувалов на Санкт-Петербургском форуме заявил изданию, что стадии развития, свойственные всем развитым странам, как раз сейчас проходит российское государство, и мнение, которое Путин высказал на открытии форума, придает уверенности в том, что президент РФ идет в ногу с новым поколением.

Теория «развития в верном направлении» сейчас применима и к Китаю, что для западного бизнеса выглядит крайне утешительно. Удобно, как ни крути, верить, что дуэт «пост-коммунистиической олигархии» на пути либерально-капиталистического развития. Все усилия, прилагаемые к успешному бизнес сотрудничеству, в конечном счете приносят огромную прибыль от взаимодействия. Хорошим примером в данном контексте является опыт BP на российском рынке: в 2007 после покупки 50% пакета акций ТНК-BP за $7 млрд, в итоге принес $19 млрд дивидендов, а доля в компании, по оценкам аналитиков, теперь оценивается в $25-30 млрд.

Столь оптимистическая гипотеза, что так или иначе на определенном этапе эволюция приведет всех к тотальной либерализации, удобна и утешительна, хотя этого недостаточно, чтобы признать её верной, отмечает издание.

По мнению Игнатьева, если Россия и Китай не придут к либерально-демократическому строю, это бесспорно станет проблемой для Запада, чья позиция в отношении РФ и КНР столь гиперболизирована в связи с тем, что и те, и другие пытаются продемонстрировать возможность экономической свободы в отрыве от политической и гражданской. Это действительно будет проблемой, считает газета.