https://www.funkybird.ru/policymaker

Еще раз о необходимости нового рабочего социализма

Боснийский шахтерский городок Тузла (не путать с одноименным мысом на границе Украины и России), северо-восток Эстонии, Приднестровская Молдавская Республика. Что объединяет эти три разных региона двух переставших существовать многонациональных государств Советского Союза и Югославии?

Объединяет эти три региона то, что примерно в одно и тоже время в начале 90-х очень значительную интегрирующую и миротворческую функцию в них играли стихийно возникшие там структуры нового рабочего социализма.

О Тузле мы уже немного писали: там в первой половине 90-х во время жесточайшей межэтнической гражданской войны в Югославии существовавшие и игравшие решающую роль в жизни города шахтерские рабочие комитеты обеспечили сохранение межэтнического мира — факт, замалчиваемый почти всеми от буржуазных националистов и демократов всех мастей и оттенков до социал-бюрократов, якобы сторонников социализма.

Что касается оставшихся двух регионов — северо-востока Эстонии и ПМР, то существовавшие в обоих случаях во многом аналогичные боснийским структуры были все же на порядок слабее, поскольку основу их составляли не рабочие комитеты, а намного менее рабоче-социалистические по своей изначальной классовой сути советы трудовых коллективов. Речь не идет только о формальном наименовании структур, хотя структуры, возникающие снизу как правило получают названия, которые максимально соответствуют их сути.

Если в Боснии имели место зачатки органа диктатуры пролетариата, то в Эстонии и Молдавии — общедемократические СТК, которые полноценную роль могут выполнять только в связке с более рабоче-социалистическими структурами (рабочими комитетами и партией нового рабочего социализма).

Хотя в Боснии в Тузле ни о какой партии нового рабочего социализма речи не было, но некоторые ее функции в качестве руководящей силы общества в экстремальной ситуации гражданской войны возникшие там рабочие комитеты выполнить все же смогли — создали рабочие отряды, которые стали важнейшим фактором реального идущего снизу и самого эффективного миротворчества.

Увы, мощи существовавших на северо-востоке Эстонии и в ПМР советов трудовых коллективов не хватило на полноценное миротворчество. В ПМР силы нового рабочего социализма в начале 90-х стали ядром противостояния с молдавскими националистами, но после того, как приднестровцам удалось отбиться от молдавских националистов бюрократическому режиму Игоря Смирнова удалось нейтрализовать структуры СТК, изгнав его актив не только со всех ключевых государственных постов новорожденной непризнанной республики, а очень часто даже и за пределы ПМР.

Наконец несколько слов о нашем ближайшем соседе — северо-востоке Эстонии. Население там преимущественно русское и русскоязычное. В конце 80-х — начале 90-х именно эта часть тогда еще Эстонской ССР было оплотом интерфронта, который в совершенно мирных формах пытался бороться за сохранение Советского Союза и за идеалы интернационализма. Да, дело в Эстонии до гражданской войны в горячей ее форме тогда не дошло. Но отсутствие там в 90-е горячей гражданской войны не привело к созданию единого многонационального общества.

Современная Эстония — это европейский наследник печальной памяти ЮАР времен апартеида. Здесь существует два почти непересекающихся сообщества: эстонское и русскоязычное. Пока что между ними не возникло никаких достаточно опасных конфликтов, но это всего лишь пока. С углублением кризиса глобального капитализма рост межэтнических трений и конфликтов неизбежен — к нам на ближайший псковский рубеж постоянно приходит информация о все более усиливающихся дезинтеграционных процессах соседней нам суверенной Эстонии.

В условиях неизбежного роста внутренней напряженности в буржуазно-националистической Эстонии воссоздание там структур нового рабочего социализма является с нашей точки зрения оптимальным вариантом. Только распространение вновь возрожденных СТК за пределы северо-востока Эстонии на такие города, как Таллин и Тарту стало бы в условиях ожидаемого вероятного и даже неизбежного кризиса залогом обеспечения там межэтнического мира.

Вообще говоря, устранение от власти этноцентричных элит в Эстонии и многих других местах современного мира привело бы к уменьшению угрозы развязывания новой мировой войны. Ядром указанных спасительных процессов могут и должны стать силы нового рабочего социализма.