https://www.funkybird.ru/policymaker

Новые столкновения в Сирии: население запасает воду, еду

Самые трагические события недели развернулись в Сирии — вооруженное противостояние нарастает с каждым днем, террористы атакуют гражданское население. Вчера в пригороде Дамаска, во время похоронной процессии взрыв бомбы унес жизни 30 человек, стрельба и взрывы на этой неделе постоянно слышны в окрестностях Дамаска. Тем временем в Женеве участники так называемой группы действий по Сирии призвали в очередной раз сформировать правительство национального единства с боевиками. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что требования о прекращении огня предъявляются к обеим сторонам конфликта. Следующая конференция пройдет в Москве, в ней запланировано участие законных властей Сирии.

Дамаск в огне! Черные столбы дыма накрыли город. От взрыва пострадали 3 человека. Жертв могло быть намного больше. Взрыв прогремел в самом центре, рядом — стены старого города, центральный рынок и суд. На этой парковке ставят машины все, кто там работает. Здесь всегда много полицейских и военных, но это не помешало террористам взорвать бомбу именно здесь. По словам очевидцев, взрывов было несколько. Кругом искореженные машины. Один из взрывов был настолько мощным, что машину перевернуло. Военные всех прогоняют, но бесполезно — все бегут сюда посмотреть, что случилось.

Никто не расходится, хотя есть опасность нового взрыва. Боевики уже делали так, и не раз. Взрывы прогремели на следующий день после теракта на телекомпании. Нападавшие убили семерых сотрудников, трое из них журналисты. Им связали руки, поставили на колени и расстреляли. Затем преступники заложили пять бомб и скрылись.

Новостной канал «Аль-Ихбария» открылся недавно, работал в тестовом режиме. Взрывы уничтожили всё, в том числе и материалы, снятые журналистами. Ответственность за нападение взяла на себя так называемая «Свободная сирийская армия». Руководство телекомпании уверено: теракт — месть за правду.

«На нас напали потому, что мы говорим о том, что на самом деле происходит в стране, говорим про террористов, в отличие от других зарубежных каналов, которые искажают факты», — говорит продюсер телеканала «Аль-Ихбария» Абдо Аль Ассади.

Что на самом деле происходит в стране, теперь знают все. Президент Башар Асад впервые признал то, что для многих было уже очевидным.

«Мы ведем самую настоящую войну во всех ее смыслах. А когда ведем войну, все наши усилия, все решения, действия каждого из нас должны преследовать одну цель — выиграть войну», — заявил Башар Асад.

Условиями военного времени Сирия объясняет и уничтожение турецкого самолета-разведчика. Где именно сбили самолет — в международном воздушном пространстве или сирийском — до сих пор точно не установлено. В любом случае, этот выстрел может развязать руки тем, кто хочет совсем другой войны, глобальной, считают эксперты.

Многие не исключали, что на экстренном совещании НАТО во вторник заявят о начале военной операции против Сирии. О чем говорили за закрытыми дверями, так и осталось тайной.

«Мы рассматриваем этот неприемлемый акт, как еще один пример того, что сирийские власти игнорируют международные нормы мира, безопасности, ценности человеческой жизни. Мы солидарны с нашими турецкими союзниками, решительно осуждаем действия Сирии и продолжаем следить за развитием ситуации», — заявил Генеральный секретарь НАТО Андрес Расмуссен.

Как именно будут следить за ситуацией, стало понятно буквально на следующий день. К рубежам Сирии начали стягиваться войска Турции. Танки, артиллерия, зенитно-ракетные комплексы уже на расстоянии выстрела и, по словам премьер-министра страны, готовы в случае необходимости открыть огонь на поражение.

«Мы без колебаний сделаем то, что необходимо, и ответим самым жестким образом на любую враждебную позицию, нападения или угрозы против нас с нашими существующими силами и силами вдохновения», — заявил премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган.

Возможность военного вмешательства в Сирии воспринимают всерьез, говорит Наталья, которая живет в сирийском городе Хама более 20 лет.

«Если месяц, или два, или три назад мне хотелось верить, что все будет хорошо. Я верила, что все будет хорошо, то сейчас я купила билет и уезжаю, потому что мне страшно. То, что мне пришлось пережить за последний год — и похищение, и попытка похищения моего супруга, и акт диверсии, и звонки бандитов домой. У меня больше нет сил этого терпеть. Я видела, как убивают людей, я не думала, что мне придется это пережить», — рассказывает Наталья.

Об этом не говорят по телевидению и не пишут в газетах. Но предчувствие большой беды в Сирии у многих. Газовые баллоны достать все сложнее. Крупу, сахар, консервы скупают коробками. Зато в мясной лавке — никого.

«Раньше мясо покупали первым делом, а сейчас нет. Цены выросли где-то в 2-2,5 раза. Покупателей даже постоянных уже мало, все экономят», — рассказывает мясник Мухамет Али Идри.

Экономят каждую лиру. Найти работу все сложнее. Промышленный район Дамаска. Только в одном здании 250 цехов, где шьют одежду. Вернее шили. 90% рабочих уволены.

«Легкая промышленность была одним из главных источников доходов Сирии, а теперь мы без работы. Продавать наш товар за рубеж мы не можем из-за санкций, заказов нет, сырье очень дорогое, электричество все время отключают. Наши убытки исчисляются миллионами, каждый станок стоит 100 тысяч, нам нужно платить кредит, а денег нет», — рассказывает частный предприниматель Рами Хама Тахан.

В Дамаске говорят, что в Сирии дорого все, кроме человеческой жизни. Сражения армии и оппозиции не прекращаются. В официальных новостях — только про убитых боевиков и военных. Оппозиция внутри страны считает, что Президент Асад уже не контролирует ситуацию.

«Любые провокации очень опасны, это край пропасти. Возможно, режим хочет создать хаос во всем регионе, и экспортировать свое неумение решать проблемы за пределы страны. Однако я убежден, что ни Турция ни НАТО не будут проводить военные операции, потому что это создаст хаос во всем регионе, думаю, вместо военных действий Турция будет поощрять дезертирство и помогать оппозиции оружием, они чувствуют, что режим потерял влияние и силу и находится на последнем издыхании, и будут делать все, чтобы ускорить падение режима», — считает глава Национального координационного комитета Хасан Абд Аль-Азим.

Отставка Башара Асада — важная, но не конечная цель в этой большой игре, считают эксперты. Сирия — последнее препятствие, перед наступлением на Иран. Чтобы заставить официальный Дамаск капитулировать, в ход могут пойти давно отработанные способы.

«Параллели ситуации с Косово проводить можно исключительно исходя из того, что у вас есть некий режим и вам необходимо что-то этому режиму сделать: раздробить его территорию, как это было в Югославии; уничтожить сам режим, не очень понимая, какие будут последствия, как это было в Ливии; оккупировать эту страну в рамках борьбы с международным терроризмом, как это было в Афганистане; свергнуть диктаторский режим, отомстив за батюшку, как это было в случае президента Буша-младшего в Ираке», — говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Не исключено, что ливийский сценарий уже начали разыгрывать, считают эксперты. К такому предположению наталкивают последние события: это и разговоры о необходимости введения над Сирией бесполетной зоны, и теракт в телекомпании, и предложение Лиги Арабских Государств отключить от спутников ведущие сирийские телеканалы.

В Ливии, как и в Сирии, сначала в Интернете появилось большое количество роликов, на которых якобы убитые правительственными войсками мирные жители. А перед атакой мятежников на Триполи началась информационная атака на ливийские СМИ — теле- и радиоцентр заблокировали и отключили. По ряду зарубежных телеканалов показывали поддельные кадры уже захваченного мятежниками Триполи.

Война информационная против Сирии идет давно. Сильным ударом по действующему режиму стало обвинение в массовом убийстве более 100 мирных граждан, в том числе женщин и детей в поселке Хула. То, что обвинения до сих пор не доказаны, осталось за кадром.

Еще одна попытка остановить насилие была предпринята накануне на международной конференции в Женеве. Переговоры оказались долгими и сложными. Запад настаивал на новых санкциях против Дамаска, и требовал отставки президента Асада. Россия и Китай заявляли, что навязывать Сирии чужую волю недопустимо. В итоговом коммюнике говорится о необходимости создания в стране переходного правительства. В него войдут все заинтересованные стороны.

«Положение о том, что правительство должно прекратить боевые действия, вывести свои силы из городов и других населенных пунктов, а оппозиция как бы потом должна будет решать, готова ли она к этому присоединиться. Ясно, что это был абсолютно нереалистический подход, и он изъят из этого документа, сейчас в нем содержится требование, адресованное одновременно и к властям, и ко всем оппозиционным группам — четко выполнять требование плана Кофи Аннана и одновременно прекратить боевые действия», — сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров.

«Изменение политической ситуации в Сирии должно осуществляться исключительно самими сирийцами, сирийским народом. Соглашение о том, каким образом этот процесс будет осуществляться, должно быть достигнуто путем диалога всех заинтересованных политических сил Сирии», — отметил министр иностранных дел Китая Ян Цзечи.

Теперь очередь за Сирией. Обе стороны конфликта должны сделать свои шаги навстречу друг другу. Пока вместо них говорит оружие. Накануне, по данным оппозиционных правозащитных организаций, в пригороде Дамаска погибли около 30 мирных жителей. Снаряд разорвался рядом с участниками похоронной процессии.

Рядом со столицей и сейчас слышны взрывы и выстрелы. На все вопросы, что происходит, ответ один: Сирия в состоянии войны. И это единственное объяснение.