https://www.funkybird.ru/policymaker

У «тандема» не было уверенности в том, что нам надо в ВТО

Госдума перенесет вопрос о ратификации протокола о вступлении России во Всемирную торговую организацию с 4 на 10 июля. Формальная причина — рассмотрение вопроса о законности этой процедуры в Конституционном суде. Как говорят сами инициаторы этого запроса, думские оппозиционеры, хотелось бы не просто затянуть процесс вступления нашей страны в ВТО, а сорвать его. Ведь даже иностранные эксперты предупреждают о том, что последствия от ВТО будут страшней, чем от шоковой терапии в 90-е. И судя по всему, как надеются в КПРФ и в «СР», это начало доходить и до так называемой элиты.

«Перенесение сроков связано с рассмотрением этого вопроса в Конституционном суде. Вы знаете, что 131 депутат, это оппозиционные фракции, КПРФ и «Справедливая Россия», 20 июня направили соответствующий запрос. 3 июля состоится заседание Конституционного суда, а решение по этому вопросу будет вынесено 9 июля, потому в соответствии с регламентом Государственной Думы мы не можем рассматривать этот законопроект», — сообщил в пятницу парламентским журналистам председатель думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, «единоросс» Игорь Руденский.

«Соответственно, ратификация у нас переносится на 10 число», — добавил он.

Игорь Руденский также сообщил, что 2 июля состоится расширенное заседание подведомственного ему комитета, на котором представители всех парламентских фракций еще раз обсудят все проблемы, связанные с вступлением России в ВТО.

Для парламентской оппозиции это будет возможность дать «последний бой», тем более, что, по словам Игоря Руденского, на заседании будет присутствовать министр экономического развития и торговли Андрей Белоусов.

Первую реакцию думских оппозиционеров на решение о переносе рассмотрения вопроса по ВТО можно назвать сдержанной.

«Тут все и так ясно без комментариев. Мы подготовили запрос о том, что вступление в ВТО нарушает конституционные права наших граждан. Дума и не могла поступить по-другому. По закону о Конституционном суде и по нашим внутренним нормам принятие решения должно быть отложено. Нам удалось затянуть рассмотрение этого вопроса, но, конечно, для нас важно не просто затянуть, а сорвать ратификацию», — рассказал корреспонденту Накануне.RU первый заместитель руководителя фракции КПРФ Сергей Решульский.

«Мы еще не принимали решения о том, как будут проходить протестные акции из-за этого переноса, но лично я считаю, что нам не стоит отказываться от проведения депутатских пикетов у здания Госдумы. Думаю, такие пикеты нужно проводить и 4, и 10 июля, и вообще проводить их до тех пор, пока мы не добьемся срыва ратификации. Это наше осознанное решение. Или мы сорвем это вступление и спасем Россию, или страну затянут в эту кабалу», — подчеркнул представитель КПРФ.

В свою очередь, другой инициатор рассмотрения вопроса о ВТО в КС, «справедливоросс» Михаил Емельянов отметил, что решение Думы можно занести в актив борцам против ратификации, поскольку оно лишний раз привлечет внимание к этой проблеме.

«К сожалению, правительство только сейчас начинает осознавать те негативные последствия, которые принесет нам вступление в ВТО. Когда к этой организации начали присматриваться более внимательно, то выяснилось, что ни инвестиций, ни экономического роста, ни улучшения инвестиционного климата, не будет. Более того, нас ждут серьезные бюджетные потери, которые, непонятно как компенсировать, тем более , сейчас, когда нам грозит новая волна кризиса и падение цен на нефть. В этой связи правительство воспользовалось нашим депутатским запросом и решило более внимательно посмотреть все последствия, которые принесет нам присоединения к ВТО», — отметил Михаил Емельянов в интервью корреспонденту Накануне. RU .

«Я думаю, что ни у Медведева, ни у Путина нет, и не было изначально уверенности в том, что нам надо вступать в эту организацию», — добавил он.

«Теперь мы с новой силой развернем подготовку к протестным акциям, но будем работать не только с народом, но и с элитами. Влияние масс на решение правительства проявляется не всегда, а вот элиты — другое дело. Сейчас некоторые представители этих самых элит уже начали высказываться в том духе, что если ВТО принесет одни беды, то мы из него выйдем. Но это не разговор: «вступим — выйдем». Это тот случай, когда выйти практически невозможно. Нас ждут в этом случае такие санкции, что лучше остаться, ибо ущерб от этого будет меньше. Решение надо принимать один раз, и важно не ошибиться», — заключил Михаил Емельянов.

Напомним, ранее по поводу пользы от вступления России в ВТО высказали свои сомнения и иностранные эксперты. Как писало Накануне.RU, зарубежные аналитики на прошедшей в Москве конференции «Что ждет Россию в ВТО? Международный опыт» прямо заявили:»У вас уже было знакомство с «шоковой терапией» — зачем вам ВТО?».

Приводим их комментарии.

Лоуренс Брам, советник правительства Китая:

«Нам нужен новый, не вашингтонский консенсус. Ключевой принцип вашингтонского консенсуса — жадность. Бреттон-Вудская система не достигла целей, благосостояние не было достигнуто. Это система единообразной глобализации, где правила едины для всех, не учитываются интересы сторон, и в итоге отсутствует прагматичный подход.

ВТО предполагает равный подход, но все страны не равны. Географические условия, условия сельскохозяйственных и природных ресурсов значительно отличаются. Нам нужна новая система, которая будет решать проблемы. Несколько лет назад китайцы пригласили меня на Новый год. «Хенесси» китайцы пили так, как мы пьём чай. Генералы спросили меня: «Изменит ли ВТО Китай?», а я ответил: «Нет! Китай изменит ВТО!». С момента моего приезда сюда меня спрашивают: «Стоит ли России вступать в ВТО? Принесёт ли это России такую же пользу как Китаю?». Но Китай вступил в ВТО 10 лет назад, и ситуация была иной. Есть китайская поговорка про тигра, который спускается с гор, но есть и поговорка: закрой дверь — и можешь бить собаку. Иностранные инвесторы хотели проникнуть на рынок Китая и укрепиться там. В конечном счёте, они хотели поднять цены китайских акций и продавать их, и в итоге некоторых компаний типа «Кодак» в наше время уже не существует. Китай использовал ВТО и стремился достичь своих целей, и фактически он иногда позволяет себя менять правила ВТО. Китай не подчиняется правилам ВТО, и около половины всех споров в ВТО происходят из-за Китая.

России не нужно вступать в ВТО, чтобы привлечь инвестиции. Для этого надо развивать системы управления. Когда Китай вступал в ВТО, он сделал вид, что «мы такие же, как вы, и будем подчиняться правилам», но он этого не сделал. У вас уже было знакомство с «шоковой терапией» — неужели вам не достаточно?

У меня есть своя точка зрения, к которой я пришел, работая в Китае. Там нет такого понятия, как социализм или капитализм, там есть понятие прагматизма. Все споры по поводу капитализма и социализма закончились в Китае в 1992 году. Они отказались от этого. Им неважно, что вы используете — рыночные инструменты или инструменты планирования. Самое главное — выполнить свою задачу и восстановить экономику. Китай берет за основу экономику, а не идеологию, а вашингтонский консенсус — это экономика, основанная на идеологии. Здесь мы говорим о понятии смешанной экономики, то, что важно именно для вашей страны. Вам не обязательно повторять то, что сделал Китай, потому что для вашей страны будет актуальна совсем другая модель. И я уверен, что каждая страна может выразить то, что ей нужно. Я считаю, что нам надо взять за основу не единую глобализацию, которая лежит в основе ВТО, а разнообразие экономики на местном уровне. Все, что делает ВТО, основывается на принципах капиталистического рынка, то есть мы приобретаем акции иностранных кампаний, затем превращаем их в различные долговые инструменты и продаем их до бесконечности. В итоге получается, что несколько человек получают большую прибыль, а остальные почти ничто».

Кирилл Луцюк, редактор аналитического сайта «Вести.kg» (Кыргызстан):

«Нынешняя политическая элита Киргизии, которая была на первых постах в 1998 году при вступлении республики в ВТО, рассуждая о правильности решения вступления во Всемирную торговую организацию, продолжает уверять, что это был шаг, необходимый, несмотря на все плачевное экономическое состояние Кыргызстана. Они настаивают на том, что если бы Киргизия не вступила бы в ВТО, ситуация могла бы быть намного хуже. Как можно убедиться, сейчас в России апологеты ВТО, обещающие райскую жизнь после вступления во Всемирную Торговую организацию, выкрикивают те же лозунги.

Россия однозначно не сможет вести себя так же, как Китай. Установление собственных правил должно подкрепляться какими-нибудь экономическими рычагами. Лоуренс Брэм, рассказывая о китайском опыте, рассказывал, что Китай, вступая в ВТО, согласился исполнять все правила, все нормы, но проигнорировал их. Почему он смог так сделать? Потому что никуда мир не денется — миру нужны китайские товары, и поэтому повлиять на Китай весьма и весьма сложно. Потому что значительная часть земного шара выживает благодаря китайскому импорту. Может ли этим похвастаться Россия? Вероятно, нет. Нефть могла бы стать экономическим рычагом, но, к сожалению, в России это единственный рычаг, и если она попробует его использовать для давления на страны ВТО, чтобы выторговать себе какие-нибудь условия, то это обязательно вызовет кризис внутри самой России. Для того, чтобы оказать давление на страны ВТО, России бы пришлось закрыть вентиль, по которому российские нефтепродукты уходят на Запад, но как только она это сделает, она ударит, в первую очередь, по самой себе. Потому что вся российская экономика держится за счет экспорта нефтепродуктов. Она не станет саму себя отрезать от единственного способа спасения. Все что в России сейчас существует, держится исключительно на нефтяной трубе. Использовать трубу еще и для шантажа стран ВТО Россия не сможе».

Эллен Гоулд, эксперт Canadian Centre for Policy Alternatives (Канада):

«Членство России в ВТО позволит США и другим странам на правовой основе добиваться изменения российской политики. Как говорил торговый представитель США: «Членство России в ВТО будет непосредственно способствовать экономическим интересам США в силу того, что Россия вступит в систему с жесткими правилами, регулирующими торговлю, а также благодаря тому, что появятся средства для принудительного осуществления этих правил и обязательств России в отношении доступа к рынку». В ВТО есть несколько соглашений, затрагивающих российское образование и здравоохранение — ГАТС (соглашение по торговле услугами), ГАТТ (соглашение по торговле товарами), ТРИПС (соглашение в области интеллектуальной собственности), а также ТПТ и СФМ (соглашения о стандартах). Стоит отметить, что правила ГАТС распространяются на общественные услуги, в частности, в сфере образования и здравоохранения, в том случае, если они предоставляются на коммерческой основе и находятся в конкурентных отношениях с частными исполнителями, как, например, частные школы. Вследствие уступок России по ГАТС иностранные медицинские учреждения не будут обязаны обучать и принимать на работу россиян и предоставлять им руководящие посты. В результате это приведет к утечке ресурсов и персонала, а также ослаблению поддержки государственной системы здравоохранения. Я также замечу, что у США есть жалобы на российские требования к маркировке и правилам хранения алкогольной продукции. Они называют их «обременительными» и «излишними» для американских экспортеров, а лицензирование импортной алкогольной продукции и подавно называют «нарушением права на торговлю». Кроме того, ВТО будет требовать установить минимальные цены на алкогольные напитки. Что касается сферы образования, вследствие уступок по ГАТС Россия не сможет вводить ограничения на число исполнителей в сфере образования. Так, в случае возникновения проблем, вызванных низкими стандартами, правительство не сможет вводить мораторий на новые образовательные институты. Также Россия не сможет вводить требования в отношении обучения и найма российских специалистов, и требования относительно найма местных сотрудников на руководящие посты в образовательных учреждениях.

В своей работе «ГАТС 2000» Уоррен и Финдлэй писали, что «ГАТС — это главное средство продвижения мер регулирования многосторонней торговли в область внутренней политики». По мнению Торговой палаты США, «нельзя довольствоваться заключенными торговыми соглашениями, нужно повышать их влияние и на другие сферы». А теперь скажите, будет ли Россия испытывать слабость после вступления в ВТО?».