https://www.funkybird.ru/policymaker

Шествие за батоном и закон о митингах

Власти города Усть-Кулом республики Коми согласовали намеченную на 30 июня акцию «Шествие за батоном», в которой, согласно уведомлению, принимают участие 20 человек и две собаки.

В разных городах России уже состоялись аналогичные мероприятия, цель которых — подчеркнуть абсурдность нового «Закона о митингах». В частности, он предусматривает подачу уведомления о всяком «массовом единовременном пребывании» граждан в общественных местах

В уведомлении усть-куломских гражданских активистов слышны откровенно издевательские нотки. В тексте документа указано, что цель акции — «купить батон в компании друзей, поговорить о смысле жизни и бренности существования; выполнить на деле требования нового закона о митингах». Также сообщается, что во время акции будет использована звукоусиливающая аппаратура, а именно — прозвучит музыка с мобильных телефонов.

По России идет протестная кампания «Жизнь по закону». Ее стратегия — это так называемая «итальянская забастовка», когда предписанные властью правила исполняются столь дотошно и в массовом порядке, что это парализует власть. В магазин за хлебом уже сходили в Нижнем Новгороде. О том, как это было, рассказывает гражданский активист Александр Краснов:

— Когда мы пришли в универсам «Нижегородский», чтобы купить батон, как было заявлено, в магазине сначала многие недоумевали, а потом участники объяснили им смысл происходящего, рассказали о поправках в закон о митингах. Сначала сотрудники магазина пытались пресечь наше мероприятие, запрещали съемку, а потом администратор и охрана перестали это делать и спокойно разрешили нам купить батон. Потому что перспектива того, что сейчас больше трех собираться в России нельзя, пугает всех. Было порядка 10-15 участников, журналистов тоже было человек 10. В утренние часы для магазина это достаточно большая группа людей.

Наша акция началась 15 июня как реакция на действия сотрудников полиции, ОМОНа и спецслужб на обыкновенные собрания граждан. 15 июня мы собирали оргкомитет акции за бесплатное образование, которая пройдет 1 июля в Нижнем Новгороде. Так называемые «прогулки» и «встречи с друзьями» постоянно вызывают непонятную реакцию со стороны полиции. Когда мы пришли к месту сбора на площади Горького в Нижнем Новгороде, увидели там огромное скопление сил ОМОНа, полиции, Центра противодействию экстремизму. Мне пытались вручить предостережение о недопущении организации единовременного нахождения людей и публичного массового мероприятия.

— А сколько вас в тот момент было?

— Человек 10, а сотрудников ОМОНа и полиции — раза в два больше. Автозак там тоже дежурил. Такие события не могли не вызвать у нас справедливый протест. Теперь мы не можем собираться на площадях и обсуждать те или иные вопросы. Поэтому мы решили начать кампанию «Жизнь «по закону» и уведомлять администрацию Нижнего Новгорода обо всех тех обыденных действиях, которые каждый из нас собирается делать в течение последующих дней. Например, первым было подано шествие за батоном, впоследствии подавались уведомления о митинге с целью дождаться автобуса, о праздновании дня рождения, о прогулке с собаками, о свадьбе, которая состоится 1 июля на одной из площадей. Обо всем этом мы уведомляем администрацию города.

— И как администрация, которую вы забрасываете такими уведомлениями, реагирует на них?

— С опозданием по всем срокам, то есть по закону о митингах это положено делать в 3-дневный срок, но теперь у них огромное количество работы в связи с нашими уведомлениями. Отвечают в более поздние сроки. Причем, теперь отвечают, что эти мероприятия не требуют согласования, несмотря на то, что на многих мероприятиях предполагается выдвинуть конкретные политические требования. Так что теперь политические митинги (например, намеченные на 10 июля ) фактически разрешены. Они говорят, что не требует согласования. Мы обсуждали эту тактику и пришли к выводу, что, забросав администрацию уведомлениями, можно проводить любые публичные мероприятия.

— Такие акции, вроде шествия группы лиц за одним батоном, откровенно пародийные, даже издевательские, можно сказать. Оскорбляет ли это или, напротив, веселит тех, кто вынужден сопровождать эти акции — полицию?

— Я бы не сказал, что они издевательские. Разве что, в том смысле, что мы хотим показать абсурдность этих поправок в закон о митингах. Мы выдвигаем конкретные политические требования к администрации Нижнего Новгорода. Если кампания все-таки приобретет федеральный масштаб, то и требования отмены поправок принесут плоды. Мы добиваемся прекращения согласования всех акций в центре города, и мы против попытки выдавить акции протеста на безлюдные задворки, — сказал Александр Краснов.

К его рассказу добавим: власти Белгорода вынуждены были согласовать 5 мероприятий местных коммунистов — каждое по 15 минут, и прошли акции 26 июня. Маленькие группы людей, выступавшие то за игру в квиддич, то провозглашавшие «Мы за белок», сопровождали полицейские. Прошла акция и в Екатеринбурге с единственным участником Ростиславом Журавлевым. В его согласовании было указано «осмотр достопримечательностей города».

А 20 июля исполняется 85 лет главе Московской Хельсинкской группы Людмиле Алексеевой. Правозащитница также намерена подать официальное уведомление в мэрию Москвы. Она ожидает много гостей. Что если им случится от станции метро до кафе сбиться в кучки? Пусть и этому шествию будет придано полицейское сопровождение. «Закон надо соблюдать», — говорит Людмила Алексеева.