https://www.funkybird.ru/policymaker

Пономарев: депутат Сидякин слышит звон, но не знает, где он

Сегодня Александр Сидякин, известный нам по новым поправкам в закон о митингах, снова ссылаясь на зарубежный опыт, внес в Госдуму поправки к закону об НКО. Суть их в том, что отныне любые некоммерческие структуры в нашей стране, финансируемые из-за рубежа, попадают в отдельный открытый для всех список Министерства юстиции, где, по словам Сидякина, каждый сможет посмотреть на изменников родине.

Идея, безусловно, безупречно бредовая. Во-первых, большинство нормальных, работающих во благо России НКО, получают часть своих средств из-за рубежа, потому что российские гранты для «антиправительственных» целей (наблюдение на выборах, правозащитная деятельность) получить невозможно. Да и российские жертвователи часто используют свои оффшорные структуры как источники пожертвований. Понятно, что если у НКО есть грант от государства или госкомпании, то она автоматически становится лояльной режиму.

Во-вторых, как я уже сказал, Сидякин ссылается на зарубежный опыт, а конкретно — на закон FARA,принятый в США в преддверии Второй Мировой войны. Что бы не говорили прокремлевские спикеры, хоть оболочка у этих двух законов одинаковая, суть кардинально отличается. В США иностранный агент (foreign agent) должен проходить особую процедуру регистрации в Минюсте США. Но особую регистрацию проходят только организации, зарегистрированные в иностранных юрисдикциях. Иными словами, если г-н Сидякин едет в США развивать там Единую Россию, то регистрация для него обязательна. Но если он открывает дочернюю организацию Единой России на территории Штатов — скажем, Единую Америку, то она будет регулироваться по обычным американским законам, потому что ничем от американской структуры отличаться не будет, хотя и будет на 100% принадлежать иностранной Единой России.

В-третьих, если пресловутый Сидякин открыл свою Единую Америку, это еще не значит, что он будет ее финансировать. По доброй традиции единороссов, он может ее учредить, а финансы могут дать туземные налогоплательщики. Тогда никаких ограничений по использованию средств полностью иностранным НКО нет, потому что происхождение денег американское, а кто учредил, Сидякин, Бурматов или их идейный брат George W. Bush, никого не волнует. Другое дело, если вне зависимости от гражданства учредителей, НКО начинает получать деньги из-за рубежа, скажем из Китая, который будет понимать всю ценность Единой Америки для развала американской экономики. В таком случае деньги могут быть использованы для чего угодно, кроме как для поддержки кандидатов на выборах. Но даже в этом случае вступают в силу специальные ограничения (разные на разных выборах), устанавливающие предельные величины доли иностранных пожертвований в бюджет избирательной компании.

А вот в наблюдении на выборах иностранные деньги можно использовать как угодно, как и в правозащитной деятельности. Потому что у властей Соединенных Штатов нет такой паранойи, как у наших, и им скрывать нечего. Пока у них не завелся Единый Чуров, конечно.