https://www.funkybird.ru/policymaker

Как ОДКБ обманул себя

Когда тебя кидают один раз, это еще может быть случайностью. Но когда те же самые люди тем же самым способом кидают тебя во второй раз, это уже весьма обидная для жертвы тенденция. А когда речь идет не о клиентах «МММ», а о великой державе, такая тенденция обидна вдвойне. Только так можно прокомментировать второй, меньше чем за 15 лет, выход Узбекистана из состава официальных военных союзников России.

Официальная Москва сейчас по сути заявляет: ну вышел Узбекистан из состава Организации договора о коллективной безопасности, ну и бог с ним! Ташкент все равно числился в ОДКБ лишь формально и ни в чем реально не участвовал. Согласен: числился, но не участвовал. Например, президент Ислам Каримов уже долгие годы даже отказывался принимать генерального секретаря пророссийского оборонного блока Николая Бордюжу.

А узбекские чиновники рангом пониже при обсуждении в рамках ОДКБ абсолютно любого вопроса вели себя по методике героя фильма «Бриллиантовая рука»: «А у вас нет точно такого же, но с перламутровыми пуговицами?» Нет?! Ну тогда мы ничего подписывать не будем!

Итак, с формальной точки зрения российские чиновники правы. Но вот возможна ли такая ситуация: некое государство числится в НАТО, но при этом демонстративно саботирует его работу? В истории Североатлантического альянса тоже было всякое, включая выход Франции из его военных структур в 1966 году. Но так, как Узбекистан, никто из членов НАТО никогда себя не вел. А если бы вдруг повел, то, думаю, США сразу бы взяли курс на «оптимизацию» состава альянса.

Почему же тогда Узбекистану сначала позволили по полной программе использовать ОДКБ, а потом еще и самому громко хлопнуть дверью? Зачем Ташкенту вообще позволили оказаться среди членов созданного Россией оборонного альянса? Искать ответ на этот вопрос стоит не для того, чтобы посыпать себе голову пеплом. Несмотря на свою уже не очень краткую историю, ОДКБ по-настоящему так и не смогла пока подняться с колен. И вот что мне кажется. Даже самый поверхностный анализ приключений Ташкента в пророссийском военном альянсе способен дать ответ на вопрос: почему?

Я прекрасно понимаю, зачем в 2006 году Исламу Каримову понадобилось членство в ОДКБ. Несмотря на свое прошлое крупного советского партийного чиновника, Каримов не питал и не питает никаких сентиментальных чувств к России. В своих мемуарах «Убийство в Самарканде» бывший британский посол в Ташкенте Крэйг Муррэй пересказывает беседу с узбекским лидером после вручения ему верительных грамот в 2002 году. Каримов горько жаловался на то, что Узбекистану не повезло: его колонизировали русские. Мол, если бы на их месте были англичане, все бы обстояло гораздо лучше!

Почему Каримов так ненавидит связанное с Россией прошлое Узбекистана? Возможно, все дело в его стремлении возвеличить собственную роль как отца-основателя независимого узбекского государства. Другая возможная важная причина — обида ташкентской элиты на Москву за знаменитые советские антикоррупционные операции в Узбекистане в 1980-е годы. В официальной истории республики «узбекское дело» Гдляна и Иванова на полном серьезе приравнивается к репрессиям 1937 года.

Но, так или иначе, как президент независимого Узбекистана Ислам Каримов упорно проводил курс на максимальное отдаление своей страны от России и на забвение нашего общего прошлого. Даже термин «Великая Отечественная война» находится сейчас в Узбекистане под запретом. На таком фоне отказ Ташкента в 1999 году продлить свое участие в договоре о коллективной безопасности выглядел вполне закономерно.

Но после жестокой расправы узбекских силовых структур над недовольными жителями города Андижан в 2005 году у Каримова резко обострились отношения с Америкой. Несмотря на всю стратегическую важность американской военной базы во владениях Каримова, Вашингтон не мог удержаться от критики в адрес своего союзника за «нарушения прав человека».

«Вмешательства в свои внутренние дела» лидер Узбекистана не прощает никому. Американцам было велено убраться из страны. А чтобы не чувствовать себя в одиночестве, Каримов завел внезапный политический флирт с Россией. И тут-то Москва, с моей точки зрения, и совершила стратегическую ошибку.

В чем она заключается? Естественно, не в том, что мы пошли на сближение с Узбекистаном. Ошибка в том, что мы согласились на формальное сближение. Попробуйте вступить в НАТО или Европейский союз. Сначала придется многие годы попотеть, доказывая серьезность своих намерений. А Каримову членство в экономическом блоке ЕврАзЭС и в ОДКБ досталось за просто так, авансом.

Стоит ли удивляться, что Каримов использовал это членство в тяжелый для себя момент, а потом выбросил за ненадобностью? Если ты сам не относишься к себе — или, в данном случае, к созданным тобой блокам — серьезно, то не стоит ждать такого же отношения от других. Узбекистан кинул Россию потому, что Россия позволила ему себя кинуть. В этом мире можно кем-то быть, а можно кем-то казаться. Приняв в 2006 году в свои ряды Ташкент, ОДКБ сделала выбор в пользу того, чтобы кем-то казаться. И то, что мы сейчас наблюдаем, — неизбежная плата за прошлые иллюзии, и не более того.