https://www.funkybird.ru/policymaker

Послание 2012: миссия невыполнима?

Президент Путин «послал» самого себя за предвыборный рост бюджетного дефицита.

В четверг, 28 июня президент Владимир Путин озвучил в Кремле бюджетное послание на 2012-2015 годы, в котором назвал проблемы бюджетной политики, а также определил задачи на следующий год. Интрига в том, что год назад его предшественник, а ныне премьер-министр Дмитрий Медведев уже ставил перед правительством почти те же самые задачи, которые так и не были выполнены премьером Путиным. Теперь сам Медведев в должности главы правительства является адресатом послания президента. Вот только, как свидетельствует простая математика, от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

В целом послание Путина мало чем отличается от тезисов его предшественника, впрочем, в последние годы эти документы вообще выглядят братьями-близнецами. Видимо, их готовят действующему президенту одни и те же неофициальные помощники. Вот и в новом послании звучат все те же заявления о правилах использования нефтегазовых доходов, снижении ненефтегазового дефицита (без учета доходов от экспорта нефти и газа), пенсионной реформе, контроле за госрасходами и прозрачности государственного управления, да еще о «новом — старом» этапе межбюджетных отношений, который должно установить правительство. В документе все так же декларируется традиционная ориентация России на инновационное развитие и экономический рост, вот только на самом деле ориентация страны уже давно направлена на одну «трубу».

Впрочем, послание-2012 все же отличается от предыдущего — более общими фразами и отсутствием конкретики. Но главным отличием послания Путина стало упоминание антикризисных мер и необходимости быть готовыми к последствиям мирового кризиса. Послание Медведева образца 2011 года декларировало, что мировой кризис благополучно преодолен, и пришло время строить посткризисную экономику. Хотя, большинство экспертов уже тогда предупреждало о «перманентности» кризиса, да и события в Европе, в частности — в Греции, говорили о том же самом. Но где Греция, а где Медведев?

Теперь же, как заявил Путин, нам нужно очень осторожно относиться к повышению бюджетных расходов. В то же время, по словам президента, расходы бюджета на образование, науку и инфраструктуру все равно должны расти. Кроме того, должны повышаться расходы на модернизацию производства, которое изношено на все 70%, на инновации, пенсионную систему. Как сообщает Reuters, в кулуарах Кремля чиновники уже назвали это план невыполнимым.

Их поменяли местами

Основной целью бюджетной политики Путин назвал «обеспечение бюджетной устойчивости путем жесткого контроля за госрасходами в связи с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике». Главной проблемой бюджетного планирования названо «сохранение значительного ненефтегазового дефицита».

Но это вовсе не новость — власти уже который год твердят о высокой «наркозависимости» российской экономики и бюджета, половину доходов которого обеспечивают поступления от нефти и газа, однако расходы государства перед выборами продолжали расти. Стоит вспомнить, что год назад поручение снизить зависимость бюджета от конъюнктурных доходов давал Медведев правительству Путина. Напомним также, что именно спор с Медведевым о расходах стоил должности главному защитнику бюджетной дисциплины — экс-министру финансов Алексею Кудрину.

Да и сам Путин, будучи кандидатом в президенты и премьер-министром, не слишком заморочивался на экономии. Как подсчитали эксперты Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) «Сбербанка», только исполнение его предвыборных обещаний в области социальной политики обойдется бюджету по меньшей мере в 5,1 трлн рублей за шесть лет. При этом расходы на социальную сферу, по данным ЦМИ, будут расти год от года. К примеру, если в 2012 году они составят 300 млрд рублей, то в 2018 году — уже 1,3 трлн рублей. На социальные нужды будет тратиться около 1% ВВП ежегодно. И эти траты, даже при цене на нефть в 95 долларов за баррель, могут привести к дефициту бюджета в размере 1,5% ВВП, а выполнение всех остальных обещаний президента увеличит дефицит бюджета до 3% ВВП.

Сверхвысокие цены на нефть били рекорды весь прошлый год вплоть до середины марта. Правительство Путина, вдохновленное подорожанием нефти до 120 долларов за баррель, переписало бюджет-2012 из расчета среднегодовой цены Urals в 115 долларов вместо 100, чтобы иметь возможность увеличить поступления в бюджет и, соответственно — расходы. Но за три последних месяца баррель российской нефти подешевел до 90 долларов, а Европа — основной получатель сырья, все глубже погружается в кризис.

Здесь полезно вспомнить, что еще этой весной Путин в связи с поступлением лишних нефтедолларов в бюджет объявил об увеличении текущих расходов в 2012 году «приблизительно» на 108 млрд рублей. Но, как выяснили аналитики, действующий президент и премьер успели раздать поручений еще на десятки миллиардов. Всего из бюджетных нефтедоходов «на текущие нужды» в 2012 году будет выделено дополнительно 404 млрд рублей или 3% от существующих расходов, подсчитали в Минфине. Причем 87,2 млрд рублей из них приходятся на поручения экс-президента Медведева и 63,5 млрд — экс-премьера Путина, плюс еще 87,1 млрд рублей — на просьбы «нуждающихся» МВД и Минобороны. В числе этих 237,8 млрд рублей «сверхрасходов», например, выделяется 3,2 млрд рублей «на банно-прачечное обслуживание» для Минобороны.

Цена вопроса — дополнительные 817,9 млрд рублей, которые в этом году принесла бюджету дорогая нефть, говорилось в материалах Минфина. Но в связи с новыми расходами, тот самый ненефтегазовый дефицит, о котором говорит Путин в своем послании, будет на уровне 11% ВВП. Так кого же «послал» Путин в своих бюджетных тезисах, самого себя?

Приватизации не будет — рынок заболел

Есть и еще одно коренное отличие послания Путина: в нем не прозвучал один из главных тезисов Медведева — об ускорении приватизации госсобственности.

В послании-2012 не было сказано ни слова о приватизации крупных активов, которой год назад Медведев даже посвятил отдельный пункт. Эксперты считают, что это связано с неопределенностью на рынках в связи с надвигающимся кризисом, и, соответственно, с низкой рыночной ценой, по которой можно продать госсобственность. А ведь помнится, еще совсем недавно мы постоянно слышали с высоких трибун власти, что за три предстоящих года от продажи госактивов должно быть получено около 1 трлн рублей в бюджет, более 300 млрд рублей в каждом году. А сейчас мы все больше слышим, что сроки приватизации той или иной госкорпорации переносятся на сентябрь, или вообще откладываются на неопределенное время.