https://www.funkybird.ru/policymaker

Виктор Ющенко: возвращение блудного политика?

На днях бывший президент Украины Виктор Ющенко неожиданно созвал пресс-конференцию. Он впервые встретился с журналистами после выборов 2010 года, с треском проигранных им.

Анонс этой встречи с прессой стал поводом для бурных дебатов в социальных сетях. Одни журналисты предлагали бойкотировать Виктора Андреевича, другие говорили, что надо прийти и просто забросать его помидорами. Но так свойственное профессии любопытство и здравый смысл взяли верх, и в итоге брифинг прошел с аншлагом и без всяких эксцессов.

Поводом для встречи с прессой стал тот факт, что бывший «оранжевый» президент вдруг решил вернуться в большую политику. То ли любимые пчелы на даче наскучили, то ли неожиданно подвалил очередной зарубежный гранд, но Ющенко вдруг неожиданно объявил о создании новой национально-демократической партии на базе существующей «Нашей Украины», которая будет участвовать в осенних парламентских выборах.

Но почему Ющенко решил вернуться в политику? На встрече с журналистами он, как всегда, долго и витиевато, старался предстать в образе уставшего от жизни философа, вынужденного в сотый раз объяснять прописные истины. Впрочем, ничего нового или конструктивного экс-президент так и не сообщил. Стало ясно, что выводов из своего политического провала он не сделал и по-прежнему считает себя мессией, призванным спасти Украину, которая никак этого не поймет и не спешит принять «спасителя» в свои объятия.

Свою знаменитую фразу-алиби «мои руки ничего не крали» Ющенко несколько переформулировал и теперь он заявляет, что «не совершал преступлений против украинской нации». Именно так он парировал вопрос о том, как ему удалось избежать уголовного преследования в отличие от многих других «оранжевых» вождей. Зато он не преминул пространно поговорить о всевозможных прегрешениях нынешней власти. Экс-президент считает, что сегодня страна в шаге от того, чтобы стать «Беларусью №2»: «Украина теряет свою европейскость, свободу, демократию, в стране наблюдается фобия по отношению ко всему украинскому». Раскритиковал он и экономическую ситуацию в стране, назвав ее «преддефолтной». При этом он воспринял манеру оппозиции – максимум критики и ни одного предложения.

Ющенко с довольным видом сообщил, что завершил переговоры с 32 общественными и политическими организациями, которые разделяют его взгляды и тревогу по поводу отсутствия в политической мозаике Украины «демократической националистической партии». Кто же встал под знамя «Нашей Украины»? Журналисты настаивали: «Огласите весь список!», но были упомянуты лишь несколько названий – Украинская народная партия, Конгресс украинских националистов, «Просвіта» («Просвещение» — авт.), Всеукраинское общество политзаключенных и репрессированных, объединение «Заробитчане» («Гастарбайтеры»). Комментарии, как говорится, излишни.

При этом Ющенко невнятно прокомментировал исключение «Нашей Украины» из созданного оппозицией непонятного «Комитета сопротивления диктатуре» — в Блоке Юлии Тимошенко (БЮТ) заявили, что не видят Ющенко в едином списке оппозиционеров на осенних парламентских выборах. Лидер парламентской фракции «Наша Украина — Народная самооборона» Николай Мартыненко объяснил это тем, что экс-президент «работает на действующую власть». Трудно не согласиться – независимо от истинных целей очередного похода Ющенко во власть, он в лучшем случае отнимет небольшую часть голосов именно у оппозиции, но не у Партии регионов.

Глава Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский весьма резко отреагировал на второе явление Ющенко: «Он же политический труп! Комментировать его заявления просто несерьезно. Что касается самой идеи демократической националистической партии, эта такая же бессмыслица как горячий лед: не может быть партия одновременно и демократической, и националистической. Кроме Партии регионов и коммунистов, все остальные украинские партии националистические в большей или меньшей степени. Есть национал-радикалы и менее радикальные представители объединения «Свобода», а также так называемая «объединенная оппозиция Тимошенко-Яценюка».

Экс-президент Украины в свою очередь обвинил оппозицию в сговоре с действующей властью: «Это валенки одной пары. И не важно, кто из них левый, а кто правый. Поскольку пока валенки не разношены, их можно носить на ту и другую ногу без проблем. Для меня нет разницы между силами, которые подписали, с одной стороны, газовое соглашение, а с другой — Харьковское (по Черноморскому флоту). Это позорные соглашения, которые привели Украину к упадку». Ющенко почему-то забыл, что пресловутый договор по газу подписан в его бытность президентом (премьером Ю.Тимошенко).

Ющенко лишь вскользь упомянул о том, что нынче на Украине опять не почитают своих героев (намекая, что его скандальные указы по раздаче сомнительным личностям званий Героя Украины были отменены). Правда, из его уст не прозвучало ни слова о голодоморе. Зато экс-президент надолго оседлал другого любимого конька – о спасении украинского языка. Он обвинил фракцию БЮТ в том, что закон о региональном статусе русского языка прошел в парламенте: «В первом чтении за закон о языке проголосовали 243 депутата («234″ — поправили оратора из зала), которые не любят Украину. Из них 30 — депутаты, которые пришли к власти из БЮТ… Золотую карту в этом голосовании принесла сила, которая декларировала себя как украинская. БЮТ и Партия регионов — это не биполярные, а полярные политические силы». Кстати, страстный поборник украинского языка, как обычно, нередко в своей речи переходил на суржик…

Бывший соратник Ющенко по «оранжевой коалиции» народный депутат Геннадий Москаль высказал мнение, что появление экс-президента и объявленные им грандиозные планы по возвращению в политику являются ни чем иным, как «симптомом умственного заболевания»: » Его неадекватность очевидна. Впрочем, инстинкт самосохранения срабатывает даже у нездоровых людей: Ющенко хочет спрятаться за депутатским мандатом – он боится и бывших своих соратников, и нынешнюю власть, которая видит в нем инструмент для компрометации оппозиции».

Ющенко явно плохо подготовился к острым вопросам и позволил себе огрызаться. На вопрос, почему до сих пор «Наша Украина» не рассчиталась с людьми, работавшими в ее выборных штабах, он ответил: «Пять президентских лет я не имел отношения к этой партии… Я сейчас вернулся к ее ежедневной жизни. Хотите, чтобы президент начал с обслуживания долгов 2005, 2006, 2007? Я возьмусь». Что ж, посмотрим. Впрочем, тем, кого пригласят поработать на эту политическую силу, надо призадуматься.

Еще острее Ющенко отреагировал на вопрос, когда он, наконец, съедет с государственной дачи: «Кому еще вы задаете такой вопрос? Я имею в виду сотни других государственных служащих?» Журналисты настаивали, задав этот вопрос повторно. Ющенко явно не готов был ответить и после паузы пообещал: «Я дам ответ, когда буду готов, хорошо?» Его пресс-секретарь Ирина Ванникова вдогонку пообещала, что это будет сделано в ближайшее время. Правда осталось неясным, что именно: состоится переезд или будет озвучена причина дальнейшего проживания на госдаче «самого честного политика».

Депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко также не удержался от сарказма: «Как известно, в историю можно попасть, а можно вляпаться. Ющенко и вляпался, и попал. Дай Бог ему здоровья! Чем больше будет таких, как Ющенко, тем более понятной будет бесперспективность национал-социалистического развития Украины».

Я же хотел бы напомнить итоги президентских выборов в 2010: Янукович —35,32%; Тимошенко — 25,05%; Тигипко — 13,06%; Яценюк — 6,96%; Ющенко — 5,45%. Первый и третий сейчас в одной команде, вторая и четвертый тоже «объединились», за решеткой. И вот непонятно: а на что, собственно, Ющенко рассчитывает со своими неизменными взглядами и лозунгами?