https://www.funkybird.ru/policymaker

В Литве готовят свержение Батьки?

У белорусов появился свой «черный полковник», но пока его усилия обозначили лишь раскол в оппозиции.

«Свободная пресса» рассказывала о том, что Вильнюс стал «базой» белорусской оппозиции. Здесь формируются ее структуры, открыт так называемый Дом единой Беларуси, который объявлен чем-то вроде посольства в изгнании. Литовские власти активно поддерживают белорусских оппозиционеров. Глава парламентского комитета по иностранным делам Эмануэлис Зингерис обещал им всяческую финансовую помощь.

Дальше всех пошел министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис. Имея в виду борьбу с Александром Лукашенко, он недавно заявил: «Вместе с нашими друзьями в Америке нам нужно подумать о переходном совете». Прямо по «ливийскому сценарию». Подчеркнул: «Мы должны создать альтернативный центр силы».

Сказал это министр иностранных дел почти сразу после визита в Вильнюс сенатора Джона Маккейна. Американский политик был гостем «Форума парламентской демократии» и прочитал лекцию в Вильнюсском университете. Он, в частности, заявил: «Сейчас не время снижать давление на Лукашенко, сейчас время его увеличить. США и Евросоюз должны усилить сотрудничество и вместе оказывать давление»…

Возможно, министр иностранных дел Литвы как раз и имел в виду то, о чем совершенно открыто на днях заявил в Вильнюсе бывший командир 5-й отдельной бригады белорусского спецназа, полковник в отставке Владимир Бородач, являющийся острейшим критиком Александра Лукашенко. Он без обиняков обозначил намерение взять власть силой.

По данным СМИ, Бородач живет в Германии, но часто бывает в Вильнюсе. Является руководителем недавно созданного по его же инициативе так называемого «Совета национального возрождения Беларуси», стремится сформировать теневое правительство и не скрывает намерений. И будто бы к этим структурам причастны бывшие силовики.

Но уже в самой идее, как выясняется, скрыты противоречия, таящиеся в стане оппозиции. В интервью вильнюсскому порталу ru.delfi.lt Бородач сказал: «Идея переходного правительства имела определенный смысл сразу после проведения выборов президента Беларуси в декабре 2010 года, чтобы собрать всех кандидатов, за которых проголосовали миллионы, и создать переходное правительство, которое было бы таким же легитимным, как и нынешний президент. Потому что президентские выборы в стране не состоялись. Это дало бы возможность наращивать в стране развитие и объединение демократических сил. Это создало бы условия для давления на режим, было бы кому проводить переговоры как с Западом, так и с Востоком, в том числе и с президентом.Однако амбиции каждого из лидеров были непреодолимы. Каждый тянул одеяло на себя и хотел быть лидером этого процесса. Все возвращались к тому, что не было объединения, все шли рассыпанным строем, и каждый хотел возглавить процесс демократизации Беларуси и замкнуть его на себя. Фактически эта идея была сорвана, и нами был создан комитет по созданию «Совета национального возрождения». Это объединение всех патриотических сил, которые выступают за демократические преобразования в нашей стране».

Бородач ничего не скрывает. Офис находится за рубежом, потому что не было возможности сформировать оппозиционные структуры в Минске и в Москве. Но основные региональные структуры тем не менее, по его признанию, — в Белоруссии. Переходное правительство – последний этап этой деятельности, после которой должен последовать захват власти. «Против нас действует система, которая работает на сохранение режима семьи Лукашенко. На нее работает весь репрессивный аппарат», — утверждает бывший офицер. По его словам. при отсутствии организованной силы ни одна диктатура не упадет, и эту силу, говорит он, составят офицеры МВД, некоторые офицеры спецслужб. Связывает Бородач надежды и с белорусской армией. Оппозиционер уверяет, будто армию и аппарат МВД ждет сокращение, и все, кого сейчас сокращают, — это будущие сторонники оппозиции, которые будут свергать власть.

«Вы, насколько я понимаю, намерены захватывать власть? Речи о легальной политической борьбе не идет?» – уточняет журналист. «Без силы власть в стране невозможно заменить и даже невозможно с ней вести переговоры», — соглашается Бородач. По его словам, те, «кто финансирует сегодня этот режим, будут финансировать и нас». Оказывается, уже есть пожертвования со стороны бизнесменов.

Ранее Бородач сообщал, что заседания оргкомитета «Совета национального возрождения» прошли в России, Украине, Польше и Литве. В них участвовали и бывшие сотрудники силовых структур Белоруссии. Своим заместителем по борьбе с режимом он назвал бывшего майора КГБ Онуфрия Романовича.

На взгляд Бородача, процесс демократизации Белоруссии во многом зависит от позиции Запада, России, США. Если единой позиции у них не возникнет, «мы обречены на длительную борьбу». Мечта бывшего офицера спецназа – усадить Лукашенко за стол переговоров и «назвать условия безоговорочной капитуляции».

Но зачем бывшему офицеру спецназа и, если ему верить, коллегам-силовикам, готовым восстать против Лукашенко, создавать новые стурктуры, теневое правительство, если есть оппозиционные партии и общественные организации? «У нас нет ни одной партии и общественной организации, не подконтрольной КГБ, — говорит он. — Я не беру карликовые образования. Сейчас становится очевидным, что руководство основных партий и структур управляемо спецслужбами».

Но и ему тоже верят далеко не все оппозиционеры. Находящийся в эмиграции глава Консервативно-Христианской Партии – Белорусского народного фронта Зенон Позняк считает: эти усилия приведут к уничтожению белорусской национальной эмиграции и к созданию псевдонационального правительства. Он предполагает, что планируется «вокруг этого «правительства» собрать всю агентуру, которую сейчас забросили на Запад и насоздавали различных офисов. Собрать всю эту компанию, которая есть в Брюсселе, Варшаве, Вильнюсе, и таким образом сделать псевдоэмиграцию».

Пожалуй, пока в Белоруссии нет пресловутой «такой партии», способной взять власть..