https://www.funkybird.ru/policymaker

Ташкент показал Путину на выход из общей безопасности

Узбекистан официально заявил о своем намерении выйти из Организации Договора о коллективной безопасности. Сегодня соответствующая нота поступила в распоряжение секретариата ОДКБ.

«Получили официальную ноту от МИД Узбекистана. Проводится юридическая и правовая оценка и готовится доклад главам государств ОДКБ», — сообщил пресс-секретарь Владимир Зайнетдинов.

Организация Договора о коллективной безопасности — это военно-политический союз, созданный на основе договора, подписанного 15 мая 1992 г. В разное время организация включала от шести до девяти государств. В настоящий момент в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и (пока еще) Узбекистан.

В апреле 1999г. президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ, но августе 2006г. в Сочи было подписано соглашение о новом присоединении Узбекистана к ОДКБ.

— Наверно надо это считать очередным успехом российской политики на постсоветском пространстве, — полагает главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. — Ведь только что в ходе своего азиатского турне с 04 по 08 июня новоизбранный президент В.Путин побывал с официальным визитом в Узбекистане, а уже через 3 недели получил ноту о выходе страны из ОДКБ.

— Объективно ОДКБ как военная организация, предназначенная для защиты от внешней угрозы достаточно мифическая, — считает Анатолий Баранов. — Скорее это инструмент поддержания стабильности диктаторских режимов силами дружественных диктатур. Для слабых Таджикистана и Киргизии это, допустим, дает возможность использовать против инсургентов штурмовую авиацию, которой режимы в Душанбе и Бишкеке не располагают, получать подпитку оружием и боеприпасами, иметь возможность обучать офицерский состав в российских академиях и так далее. Для Ташкента же, располагающего собственными вооруженными силами достаточной мощи и имеющего очень напряжунные отношения с соседними Таджикистаном и Казахстаном, этот альянс действительно видится излишним.

Роль регионального лидера Узбекистану «не светит», а поддерживать своими ресурсами российскую политику президент Каримов не хочет. А остальные соседи Узбекистана не хотят помощи от Каримова. Каримов, вероятно, хочет быть основным партнером Москвы в регионе, а Москву больше привлекают сырьевые ресурсы Казахстана. Пожалуй, единственный козырь Узбекистана — это хлопок, две трети которого поступает в РФ именно их этой республики. Тут, видимо, надо оценивать объемы производства и потребности российской пороховой промышленности, узким местом которой являются поставки хлопка. Но вполне возможно, что потребности России в твердом ракетном топливе из-за неуспеха наших твердотопливных ракет и частичному возврату к производству ракет на гептиле окажутся ниже, чем уровень возможного «хлопкового шантажа» со стороны Ташкента. Больше же Ташкенту давить на Москву, пожалуй, и нечем, а в Кремле стратегические интересы видят только и исключительно через нефтяную и газовую трубы.