https://www.funkybird.ru/policymaker

Новая инициатива Кофи Аннана по Сирии

Кофи Ананн, провалив свою предыдущую мирную инициативу по Сирии, не моргнув глазом инициировал новую. Теперь мир может наступить по его мнению в случае, если будет создано некое коалиционное правительство, состоящее из деятелей нынешнего режима и представителей оппозиции. План вызвал очередной шквал одобрения на Западе — что заставляет очень внимательно и главное — без придыхания — рассмотреть последствия его применения.

Вопрос «Who is the Syrian Opposition» в этих условиях становится крайне существенным. Предлагается неким людям дать серьезные политические полномочия. Кто эти люди?

Как известно, единой сирийской оппозиции нет. Она не существует как явление. Есть минимум четыре группировки, ставящие своей целью свержение режима Асада.- причем три из них абсолютно безоговорочно отказываются рассматривать любые варианты, при которых Асад остается у власти или даже рядом с ней. Естественно, это касается и всей его семьи, всех его приближенных — в общем, эта часть оппозиции однозначно стоит за полное переформатирование и перезагрузку системы.

Что это за оппозиция? Это СНС, это FSA, это боевые отряды салафитов. Четвертая группировка оппозиционеров, которую называют внутренней оппозицией, чуть менее категорична — однако и она скорее склоняется к идее первых трех.

Стоит учесть, что внутри каждой группировки есть свои течения и разногласия — так что число оппозиицонных групп трудно исчислить чисто количественно. Проблема в том, что если предложить место в правительстве одной такой группе, а не предложить другой — то обиженные продолжат вооруженную борьбу безо всякого сомнения. Проблема усугубляется еще и тем, что у оппозиции нет единого авторитетного руководства, а каждая из этих группировок ориентируется а различные внешние силы, имеющие в сирийском конфликте свои собственные интересы.

Говоря иначе — в сирийском правительстве просто нет такого количества постов, чтобы удовлетворить всех оппозиционеров. Одно это делает предложение Аннана малоперспективным с точки зрения прекращения насилия в стране.

Стоит также учесть, что и посты в правительстве разновелики по значению. По какому принципу Аннан предлагает делить портфели — непонятно. Главное — согласится ли, к примеру, армия подчиняться министру обороны,, назначенному из членов СНС, которые малоизвестны и совершенно неавторитетны в стране? Или представителю FSA, чьи бойцы убивают сейчас военных?

Есть еще одно соображение, которое делает новую инициативу Аннана абсолютно нереальной в практическом исполнении.

Будь борьба оппозиции с властью борьбой именно с представителями власти, не затрагивающей простых людей — это одна ситуация. Однако резня, которую устраивают салафиты в алавитских, христианских, друзских районах, совершенно четко показывает сирийским меньшинствам, что их ждет в случае прихода к власти оппозиционеров. Их ждет геноцид. Физическое истребление. Ничего иного после Аль-Хулы ожидать не приходится. И меньшинства не ждут. Резкая активизация неформальных вооруженных отрядов меньшинств — так называемой шабихи — ответ на эту резню. Нелепо предполагать, что меньшинства покорно пойдут на бойню.

И этот фактор ставит под сомнение реалистичность выдвинутой инициативы.

Суммарно можно сказать, что Кофи Аннан выдвинул очередную нереализумую на практике идею, которая в итоге приведет к еще большему числу жертв. В качестве аналогии можно привести пример — если бы в 96 году в правительство России густым косяком вошли бы Басаев, Яндарбиев и Закаев (с зачислением в штат их сотрудников Хаттаба и какого-нибудь Абу-Исмаила), то совершенно однозначно нападение на Дагестан состоялось бы года на два ранее и с гораздо лучшим результатом для ичкерийских бригадных генералов.

Почему Запад поддерживает идею Ананна — понятно. Она идёт в русле его интересов. Непонятно, почему Россия благосклонна к этой инициативе.