https://www.funkybird.ru/policymaker

«Последний диктатор» на последнем матче

Предстоящий визит «последнего диктатора Европы» Александра Лукашенко на Украину – яркая иллюстрация того, что официальный Киев не питает больше иллюзий о перспективах евроинтеграции своей страны. Пережив во взаимоотношениях двух стран сложный период с торговыми войнами, взаимными упреками и оскорблениями, президент Украины Виктор Янукович примет коллегу во время финала Евро-2012. Однако футболом дело, судя по всему, не ограничится. Белорусские власть предержащие, вероятно, окажут существенное влияние на украинских, убеждая их интегрироваться с Россией.

В среду посол Белоруссии на Украине Валентин Величко сообщил о том, что Александр Лукашенко посетит финал чемпионата Европы по футболу, который, как известно, состоится в Киеве. «Первого числа глава государства приедет, будет встреча с Виктором Федоровичем», — сказал он.

Причем, Величко подчеркнул, что основной целью визита является именно посещение финала Евро-2012. И это несмотря на тот факт, что сборная Белоруссии в футбольных сражениях не участвовала. В Киеве в этот день будут присутствовать многие главы европейских государств, некоторые из которых точно не пожелали бы пересекаться с Александром Григорьевичем. А позади у лидеров Украины и Белоруссии серьезные неспортивные баталии, местами переходившие рамки приличия. И последнее из таких «недоразумений» — украинский запрет на импорт белорусской мясо — молочной продукции – удалось уладить только в мае.

И вот, как видим, несмотря на то, что все скандалы носили политический, межличностный характер, нынче соседи буд-то бы сменили гнев на милость. С чего бы это? Чтобы ответ на этот вопрос стал очевидным стоит слегка напомнить о новейшей истории белорусско – украинских отношений.

Не оправдал доверия

На приход к власти Януковича в Минске смотрели с нескрываемой надеждой, считая, что после проигрыша «оранжевых» политиков и укрепления России, он будет вынужден идти по проторенной Александром Лукашенко дороге интеграции, помогая тем самым нелегкой борьбе со всем «цивилизованным миром» белорусскому президенту. Однако надежды эти оказались тщетны.

При отсутствии четкой идеологии, понимания места Украины в мире, артикуляции своей позиции потенциальным союзникам и противникам, Янукович в результате стал «заложником» не только собственных избирателей, но и целых государств, одни из которых его звали в одну сторону, другие – в противоположную.

Соответственно, и разнообразные конфликты между ними были запрограммированы с самого начала. Что же касается отношений с Белоруссией, то они и стали для Украины своеобразной разменной монетой в попытке проводить так называемую «многовекторную политику», балансируя между Кремлем, США и европейскими столицами.

Мягкое «мочилово» Киева и его поиски «убежища»

Первые тревожные звоночки для Банковой стали раздаваться уже весной 2010 года, когда Янукович только-только присягнул народу Уккраины и продлил на долгие годы аренду баз для Черноморского флота России. Владимир Путин ясно высказал свое желание объединить «Газпром» с «Нафтогазом Украины». Но получил отказ. Уговоры Банковой пойти на эту меру совпадают по времени со стартом на телеканале НТВ сериала «Крестный батька», откровенно антилукашенковского памфлета, в ответ на строптивость Минска в деле вступления в Таможенный союз постсоветских стран. (Впоследствии Янукович даже привыкнет к тому, что его постоянно сравнивают с Лукашенко).

Именно его нерегулярная демонстрация дает Януковичу представление о том, какому удару может подвергнуться медиаобраз «обманувшего друга», в случае его дальнейшей строптивости. Тем более что россияне уже почувствовали эффективность данных методов: РБ вступает в ТС, хотя обмен любезностями в эфире еще долгое время продолжается.

«Уговоры» Кремлем Януковича, между тем, носят до поры сравнительно мягкий характер. В эфире российского «Первого канала», например, выходит пародийный сюжет в «Большой разнице». В нем среди прочего «Янукович» в качестве предупреждения с «неба» получает венком по голове. Столь прозрачный намек Виктор Федорович, судя по всему, понял и…бросился за советом к тогдашнему собрату по кремлевской неудовлетворенности, Александру Лукашенко. Тем более, что до момента, когда Киев должен был подписать соглашения с ЕС оставалось еще более года, а между Минском и Москвой тогда сложно было ожидать «мировой».

Встречаясь в Астане с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, Янукович пожелал своему белорусскому коллеге победы на предстоявших 19 декабря 2010 г. выборах главы государства. Более того, позволил себе следующий пассаж: «Украинцы за вас будут переживать не меньше, чем ваши друзья в Белоруссии». Смысл сказанного никак нельзя приписать к обычной в таких ситуациях вежливости. Публичное пожелание победы «последнему диктатору Европы» — это было даже не явкой с повинной перед миром, а вызовом ему.

Дальше — больше. Краткий спич Януковича на встрече с Лукашенко –это бы своеобразным намеком Кремлю: «Нам приятно, что у наших соседей так развивается экономика», — говорит тогда Янукович, или не владея ситуацией, или и в самом деле дразня Москву. Мол, зависимость Украины от РФ значительно меньше белорусской. Потому давайте деньги и не особенно требуйте чего — то взамен, ато ведь не поздно и сменить «вектор развития». Тем более что «у нас как у соседей, партнеров есть много общих проектов».

Напомним, незадолго до этой встречи, а именно 24 ноября, была завершена пробная прокачка 80 тыс. тонн венесуэльской нефти по нефтепроводу «Одесса – Броды» в аверсном режиме от порта «Южный» до Мозырского НПЗ. Как заявляло ЗАО «Белорусская нефтяная компания», договор на прокачку нефти для Белоруссии по украинскому нефтепроводу подписан до 2013 года включительно. «Объемы будут согласовываться дополнительно», — отмечали БНК. Уже один этот факт входил в противоречие с линией поведения, избранной Россией в отношении Белоруссии.

Можно только догадываться, понимал ли Лукашенко в какую заварушку не без его помощи «вляпывается» его разговорчивый подражатель. «Я готов к обсуждению вопросов… Я был очень заинтересован в сегодняшней встрече», — сказал тогда Лукашенко.

Пройдет всего несколько дней и Александр Григорьевич демонстративно помирится с Кремлем, а проект с прокачкой венесуэльской нефти будет фактически заморожен, что станет началом первой острой фазы отношений между Минском и Киевом. Не в последнюю очередь этому поспособствуют методы проведения в Белоруссии президентских выборов.

«Его подставили спецслужбы». А у вас «вшивости хватает»

С момента произнесения Януковичем пожелания победы Лукашенко, президент Украины то и дело оказывается в неудобном положении из-за своего северного соседа. Мало кто знает, что одними из первых жертв 19 декабря 2010, стали два гражданина Украины, задержанных во время разгона «белорусской Плошчы». Приехав к родственникам погостить, парни попали в кутузку. И хотя украинский МИД требовал их немедленного освобождения, украинцам пришлось отсидеть десять суток в местном изоляторе «за участие в массовых беспорядках». Благо, ребята оказались далеко от эпицентра противостояния, стекол в Доме правительства не били, госсимволику не срывали. Поэтому «всего лишь» отделались административным наказанием. Подумаешь, «белорусские партнеры» наплевали на мнение украинского внешнеполитического ведомства!

Помню, как все пытался получить в официальных ведомствах информацию о том, поздравил ли Янукович Лукашенко с той победой. Все как воды в род набрали. Ни «да», ни «нет» не говорили. И это было понятно: Банковой крайне нужны зарубежные финансовые вливания, Киев надеялся менее, чем через год войти в Зону свободной торговли с ЕС, а Европа никак не могла отойти от шока, в который впала от произошедшего в Минске. Так высокопоставленные белорусские чиновники в мгновение ока стали невъездными в страны Евросоюза и США. Против Белоруссии были введены и готовились к расширению экономические санкции.

В этой ситуации Виктор Федорович даже посчитал необходимым дистанцироваться от действий главы РБ: «Мне казалось, что в последнее время он изменился, что он займет какую-то более прагматичную позицию в отношении оппозиции. Когда я говорил с ним, я думал, что он изменился к лучшему. Но когда я увидел, что произошло в Белоруссии, я удивился. Говоря образно, он перегнул палку. Я думаю, его ввели в заблуждение его спецслужбы. Он слишком им доверял. Я верю, что если бы можно было вернуть время, то он бы этого не сделал», — в начале февраля 2011 года рассказывал президент Украины зарубежным СМИ.

И как бы в ответ на эту «святую простоту» Лукашенко во всеуслышание объявлял: 19 декабря я командовал оперативным штабом, наши спецслужбы — молодцы, а если случится еще что-нибудь, задействую и армию. Что же касается поздравлений Януковича, то они, конечно, были. Но рассказали о них подконтрольные Батьке СМИ. Спрашивается, кто их за язык тянул? Какой смысл был «подставлять» своего же симпатика?

Еще изящнее повел себя «Бацька» в ситуации с прошедшими в апреле того же года в Киеве «чернобыльскими» мероприятиями. Так, получив в декабре (до выборов в РБ) от Януковича приглашение поучаствовать в соответствующих конференции и саммите, Александр Григорьевич несколько месяцев делал вид, что не понимает изменившейся с тех пор политической конъюнктуры. Прикидывался, мол, не осознает того факта, что после озвученного Еврокомиссией ультиматума (Жозе Баррозу приедет, если в эти дни Лукашенко на Украине не будет) его визит для Банковой крайне нежелателен.

Глава администрации президента Украины Сергей Левочкин говорит: Белоруссия будет представлена на уровне премьера. Посол Белоруссии Валентин Величко и пресс-секретарь Лукашенко Павел Легкий опровергают: «Бацька» будет лично. Им говорят, мол, Баррозу… Они артачатся, мол, а что нам до того, он нам не указ. Более того, министра иностранных дел Украины Константина Грищенко, срочно летавшего в Минск, Лукашенко отказался даже принять. В результате почти уговорили «Бацьку» не срывать запланированную «стрижку» Европы на деньги. Пришлось даже третью сторону подключать – Россию. Теперь троица президентов планировала лететь в Чернобыль. Они, как предполагалось, должны были почтить там память погибших от аварии на ЧАЭС людей. Но ни в Киев, ни в Чернобыль Лукашенко не приехал… Вместо этого он уличил руководство Украины во «вшивости» и назвал главу Еврокомиссии козлом.

С тех пор прошел год, но, как показал скандал с поставкой молочной продукции на Украину, «никто не забыт, и ничто не забыто». Между тем, в кулуарах начальственных кабинетов в Киеве «не под запись» не скрывали, что все проблемы в белорусско-украинских отношениях последнего года носят не экономический, а политический характер. А уж после того, как Белоруссия поддержала Россию в ее торговой войне с Украиной, скромничать и вовсе перестали.

Однако теперь, когда посадка Тимошенко, кажется, забила последний гвоздь в дело евроинтеграции Украины, Банковая твердит о готовности идти на разноплановое сближение с Москвой. Белоруссия вновь всячески подчеркивает важность для нее хороших отношений с восточным соседом. Лукашенко и Янукович как прежде могут обняться, и как ни в чем не бывало спокойно следить за игрой чужих команд. Для них пока положение «вне игры».