Мосгордума стдаст часть полномочий на откуп местному самоуправлению.
Мосгордума приняла в первом чтении проект закона о расширении полномочий депутатов местного самоуправления. В частности они будут согласовывать вопросы с благоустройством, капремонтом и строительством коммерческих объектов. Законопроект вызвал оживлённую дискуссию и ждёт поправок.
Столичные законодатели предлагают расширить полномочия местных органов самоуправления для повышения эффективности работы на муниципальном уровне.
Реальное управление?
В частности муниципальные депутаты получат право согласовывать работы по благоустройству и капитальному ремонту жилых домов. В их обязанности также будет входит приёмка таких объектов и подтверждение соответствия их требованиям.
Также депутаты будут согласовывать строительные планы на размещение стационарных магазинов, автосервисных центров, гаражей и других коммерческих объектов инфраструктуры.
«Мы полагаем, что в этих наиболее конфликтных и проблемных вопросах должны разбираться органы местного самоуправления, учитывая мнение жителей», — отметил руководитель департамента территориальных органов исполнительной власти Москвы Вячеслав Шуленин.
По его словам, этот список пока открытый и ещё будет дополнен другими объектами. Предполагается, что закон вступит в силу уже с 1 августа этого года, чтобы муниципалитеты могли приступить к своей работе по ключевым направлениям.
Кроме того муниципальные власть возьмут на себя часть контрольных функций, связанных с наблюдением за работой исполнительной власти. К примеру глава управы будет обязан ежегодно отчитываться перед депутатам о результатах своей работы, а те в свою очередь имеют право выразить ему недоверие, если деятельность районного главы не оправдывает ожидания жителей.
В дальнейшем предлагается обязать отчитываться перед муниципальными депутатами и руководителей учреждений здравоохранения и образования, а также других социально значимых учреждений.
Депутаты уверены что передача части полномочий на муниципальный уровень позволит освободить Мосгордуму от «мелких вопросов» и сосредоточиться на более глобальных законодательных проектах в масштабе всего города.
В свою очередь депутат Мосгордумы Татьяна Партнова заметила, что этот закон прошёл общественную и экспертную экспертизу и после внесения нескольких корректирующих поправок может быть принят заксобранием Москвы уже этим летом. На поправку депутат попросила 5 дней.
Между тем депутат от КПРФ Андрей Клычков сомневается в реальности полномочий, называя их «обменом мнений».
«На мой взгляд, стоило бы прописать более чёткий механизм, например утверждения проектов, иначе это превратиться только в заслушивание предложений и обмен мнений не более того», — подчеркнул он.
На это Вячеслав Шуленин возразил, что многие процедуры, описанные в законопроекте, как раз и предполагают разрешительный порядок принятия решений. В частности без согласования не возможно будет начать строительство, а некачественно выполненные работы по благоустройству или капитальному ремонту не будут оплачиваться из муниципального бюджета.
Юридический аспект
Законопроект вызвал также немало вопросов с юридической точки зрения и в некоторых деталях. Главной претензией депутата Анатолия Петрова, который усмотрел в этом законе несоответствие нормам Конституции.
«Ладно Петров что-то не то по старости своей говорит, но ведь теперь Прокуратура сказала тебе, что нельзя так делать – муниципальным депутатам заслушивать главу управы и выражать ему недоверие. Это две самостоятельные власти и влезать в них мы не имеем права», — отметил Петров.
На это представитель исполнительной власти заметил, что на государственном уровне существуют подобные примеры взаимодействия ветвей, когда мэр отчитывается перед Мосгордумой, а председатель правительства перед Госдумой.
Полномочный представитель мэра в Московской городской думе Анастасия Ракова также не усмотрела противоречий с главным законом страны.
«В федерально законе запрещается государственным органам назначать муниципальных должностных лиц, но участвовать в обратном – в назначении государственных и иных должностных лиц, никаких ограничений нет, так что формально здесь всё в рамках закона», — отметила она.
Вячеслав Шуленин отметил, что все замечания будут учтены и приняты соответствующие поправки.
Коррупция против выгоды
Эксперты, представители бизнеса и сами муниципальные депутаты новый закон восприняли положительно, но у каждой стороны нашлись определённые замечания и предложения.
По мнению президента организации среднего и малого бизнеса «Опора России» Сергей Борисов полагает, что расширение полномочий муниципалитетов откроет более широкие возможности для развития районов и бизнеса в них.
«Главное, чтобы местные власти были заинтересованы в развитии малого бизнеса в своём районе и тогда выгода от налогов будет превалировать над соблазнами брать взятки», — считает он.
С ним согласен и председатель антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, полагающий, что после расширения полномочий муниципальным депутатам и передачи их на более низкий уровень сделает систему более открытой, что снизит коррупционные риски.
Управимся без управ
Муниципальный депутат Пресненского района Елена Ткач в беседе с Firstnews отметила, что при всём положительном эффекте реформа самоуправления требует более радикальных изменений.
«Я вообще считаю, что нужно упразднить эту гранитную бюрократическую пирамиду и избавится от префектур и управ. Все дела районного масштаба должны решаться муниципалитетами», — подчеркнула Елена Ткач.
Она добавила, что полномочия депутатов местного самоуправления необходимо расширить по согласованию крупных коммерческих объектов в центре и по застройке в зелёных зонах на окраинах.