https://www.funkybird.ru/policymaker

Иркутской области опять не повезло с губернатором?

Самое главное, чего не хватает Правительству, которое формирует новый губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, — это патриотизма и доверия людей. Если раньше от подобного пафоса можно было отмахнуться и долгое время «кормить» население пустыми обещаниями, то сейчас надо действовать.

Направление действия и динамика должны быть в каждой назначаемой фигуре. Созидательный опыт, коммуникабельность и авторитет министра или руководителя агентства среди сложившихся хозяйственников возглавляемой им отрасли должен присутствовать, безусловно. Найти таких людей чрезвычайно сложно, но среди миллиона взрослых жителей области, можно, если захотеть. Это должен быть публичный отбор, с участием местных профессионалов и экспертов на площадках профессиональных общественных организаций, которых явно не достаточно.

Общественная палата и Законодательное Собрание — не в счёт, слишком уж гибкую политику в отношении центра, и крупных финансовых групп они проводили в последнее время. О том, что эти заседатели забыли об интересах людей, которых они представляют, новый губернатор Сергей Ерощенко знает не понаслышке. Другое дело, что это знание пока не отражается на его политических решениях.

Так вот, о профессиональной общественной поддержке и доверии. Перед тем, как проводить назначение, необходимо было создать площадки для диалога с промышленниками, с природоохранными организациями и экологами, со строителями, с коммунальщиками, с научными, преподавательскими и культурными работниками и руководителями, с сельскими тружениками, с военными, правоохранительными и возможно, политическими партиями. Без такой консолидации движение вперед не возможно, поскольку иначе деятельность будет напоминать «игру в песочнице» посреди большого города. Нужны сообщества для опоры, корректировки и поддержки в работе, лидеры которых и должны сформировать команду нового губернатора. И, конечно, губернатору надо найти в себе силы отмежеваться от тех общественных организаций, которые неспособны созидательно работать на благо Иркутской области. За последнее время подобных, «насоздавали» великое множество.

Если судить концептуально, то направлений развития, судя по структуре нового правительства, не прослеживается, как и при предыдущем губернаторе. Отсутствие отдельного поста председателя правительства не даёт возможности губернатору полноценно заниматься стратегией развития области, контактировать с муниципалитетами и с профессиональными, общественными и политическими сообществами. Губернатор продолжает совмещать представительские и исполнительные функции, занимаясь «текучкой». Это происходит или от недоверия к своей команде, с которой Ерощенко не желает делиться полномочиями, или от непонимания важности такой реорганизации для эффективного управления. Хотя, конечно, существуют примеры, когда подобное деление ведёт к началу политической конкуренции губернатора с председателем правительства, но фигура Ерощенко сильная и подобного развития наверняка не случится.

В структуре правительства не выделены должности, обладающие самостоятельностью и имеющие широкие полномочия для развития промышленности и туризма на территории. Туризм, как ни странно, представлен по-прежнему должностью руководителя агентства. Следовательно, все высказывания последних лет о том, что туризм точка роста экономики области и его нужно развивать, реальными шагами не подтверждены.

В сферу ответственности Иркутской области входит большая часть объекта всемирного наследия, крупнейшего источника питьевой воды планеты и уникальная территория, на которой до сих пор ещё появляются новые растения и организмы — это озеро Байкал и Прибайкальский национальный парк. Есть все предпосылки для расширения полномочий и ответственности министра природных ресурсов сделать ещё и заместителем председателя правительства.

В итоге вырисовывается структура — губернатор (отдельно); правительство, которое возглавляет председатель, который имеет трёх заместителей, министров — по промышленности, по туризму и по экологии; далее перечень министерств и агентств. Губернатор, конечно, может иметь ряд заместителей: представительство в Москве и в Усть-Ордынском Бурятском округе. Руководители аппаратов правительства и губернатора не должны быть заместителями.

Что мы имеем в Правительстве Иркутской области сегодня? По-прежнему, двух первых заместителей, один из которых, Владимир Пашков, уже явно «засиделся» на этом месте. Пашков работал с экс-губернатором Иркутской области Борисом Говориным. Затем был приглашён экс-губернатором Игорем Есиповским и далее работал с экс-губернатором Дмитрием Мезенцевым.

Ни в чём себя особенно не проявил, кроме как невнятной позицией по решению проблемы БЦБК и попытками вмешиваться в политические дела муниципалитетов. Последний пример — связь с оппозиционными депутатами в думе АМО при экс-губернаторе Дмитрии Мезенцеве, которая по существу привела к кризису работы местной Думы.

Второй первый заместитель имеет некий опыт работы в региональном правительстве, но последние годы работал в коммерческих фирмах, занимаясь финансами.

Назначения министра строительства и дорожного хозяйства и министра экономического развития и промышленности также не понятны. Если последний хотя бы год проработал в региональном правительстве заместителем министра в этой же сфере, первый — не имеет ни опыта, ни образования в строительстве и дорожном хозяйстве.

Ещё один яркий пример нежелания решать острые проблемы населения и населённых пунктов — это практически бессменный министр жилищной политики, энергетики и транспорта Петр Воронин. В этой сфере он с 1998 года, когда стал председателем комитета по архитектуре, строительству и ЖКХ аппарата администрации Иркутской области. При нём проводилась реформа ЖКХ, которая привела собственников многоквартирных домов, по сути, в полную зависимость от ангажированных управляющих компаний, при нём же область целенаправленно не занималась модернизацией водопроводных и канализационных сетей. При нём большинство муниципалитетов потеряли контроль над местными теплоснабжающими организациями, водоканалами и энергетикой. Направление, которое задал Воронин в ЖКХ — это свободное и бесконтрольное предпринимательство для «своих» и нежелание экономить ресурсы тепла и воды.

Рассуждать о других членах правительства и руководителей исполнительных органов региональной власти бессмысленно. Их компетенция и значимость в отсутствии направления развития области ещё более ограниченна и сводится в основном к избирательному контролю законодательства в отрасли и распределению переданных в использование бюджетных средств.

В заключении, в подтверждение пафосных слов, которые использовал вначале, приведу результаты опроса, который проводила редакция Интернет-блога «БГ Иркутск» на дискуссионном портале «Newsland». Из восьмиста участников опроса ни один не высказал доверие региональной и исполнительной власти муниципалитета. Безусловно, это не полноценное социологическое исследование по теме «Каким властям больше доверия?», но, тем не менее, один из красноречивых показателей проблемы. По результатам этого опроса к всеобщему недоверию населения России к властям, пользователи всё-таки отмечают некоторое расположение к властям федеральным (опрос здесь…).