https://www.funkybird.ru/policymaker

«Единая Россия» может «зарезать» политреформу

По мнению эксперта, ЕР постарается выхолостить содержание пакета поправок, внесенных в Госдуму.

Несмотря на то, что завершившийся новогодний праздничный «марафон» несколько сбил накал страстей, связанный с поствыборными акциями протеста, участники российского правящего тандема продолжают делать красивые примирительные жесты в адрес возмущенной общественности. Как и было обещано в послании Федеральному Собранию, пакет реформаторских поправок с целью облагородить морально обветшавший фасад российской демократии квазипредставительного типа поступит на рассмотрение Госдумы уже в середине февраля.

Как известно, архитекторы намеченной перестройки здания российской политической системы, так и не решившись замахнуться на его «несущие конструкции», все же планируют снести пару раздражающих общество «перегородок». Речь идет о законах о выборах губернаторов и изменении правил выборов в Госдуму. Правда, в обоих случаях заявленное (вполне похвальное) намерение восстановить обратную связь между правящей элитой и рядовыми гражданами посредством возвращения к идее выборности органов региональной исполнительной и высшей законодательной ветвями власти пока больше напоминает уступку общественному мнению, которая тянет максимум на полумеру. В частности, напомним, предполагается, что кандидатуры будущих губернаторов должны будут «просочиться» через президентский «фильтр», а 225 депутатов-одномандатников будут обязаны своим выдвижением не избирателям, а одной из зарегистрированных партий.

Справедливости ради отметим, что еще одна политическая инновация, озвученная властями, направленная на упрощение процесса регистрации партий, по идее должна привести к появлению на российской партийно-политической «поляне» новых бенефициаров. А для того, чтобы российская политическая жизнь заиграла новыми медийными красками, правительству и кремлевской администрации было дано поручение подготовить предложения «о создании общественного телевидения на базе одного из федеральных каналов».

Последним же ингредиентом «седативного сбора» под названием «политреформа», прописанного властью обществу, стало перемещение с понижением знаково-одиозной фигуры теперь уже экс-замглавы кремлевской администрации Владислава Суркова (который уже давно воспринимается в общественном сознании как теневой архитектор политической конструкции, выстраиваемой в РФ на протяжении последних лет) в здание на Краснопресненской набережной.

Инициативы властей по проведению политреформы и последние кадровые решения в интервью KM.RU прокомментировал генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:

– В медиапространстве сложилась тенденция связывать события на Болотной площади и проспекте Сахарова с последующими предложениями по политреформе, озвученными представителями правящего тандема, в том смысле, что последние испугались роста протестных настроений, предпочтя пойти на уступки обществу. Однако, на мой взгляд, эта привязка носит несколько искусственный характер.

На самом деле процессы, которые происходят во властной вертикали, имеют более глубокие корни, и вышеперечисленные новации были задуманы гораздо раньше, чем они были озвучены. Это связано с созданием новой системы баланса сил в окружении Владимира Путина, что, в свою очередь, вызвано его предстоящим возвращением на президентский пост. Кроме того, озвученные меры являются антитезой обвинений в т. н. «брежневизации» Путина. Вот почему протест «рассерженных горожан» был лишь фоном, на котором проявились эти тенденции. Некоторые аналитики интерпретировали протест как чуть ли не причину тех тезисов, которые появились в послании Медведева Федеральному Собранию. Но, как мне кажется, они ставят телегу впереди лошади. Этот план появился раньше, чем в обществе возникли протестные настроения по поводу подведения итогов прошедших выборов.

При этом я бы слегка остудил тех оптимистов, которые имеют неумеренно радужные ожидания по поводу реализации озвученных инициатив. Не надо забывать, что Думу по-прежнему контролирует «Единая Россия». Партия власти – верный страж той консервативной политической системы, которая сложилась. Как мне кажется, «ЕдРо» крайне заинтересовано в том, чтобы не дать реализовать накопившийся протестный потенциал. По крайней мере, она будет всячески препятствовать его реализации. Очевидно, что партия власти не заинтересована в том, чтобы кандидаты от оппозиционных партий уже на мартовских выборах получили какие-то преференции. Естественно, что все это будет подано под соусом защиты самого главного кандидата в лице Владимира Путина. Так что, скорее всего, внесенные в Госдуму законы будут выхолощены. Такая же участь в свое время постигла два антикоррупционных пакета, которые внес президент.

Что касается рокировки Суркова на Володина в Администрации Президента, то это напоминает ситуацию, сложившуюся в 2007 году, когда, если вы помните, имела место т. н. «война спецслужб». Тогда в мертвой хватке вцепились с одной стороны Виктор Черкесов, а с другой – Николай Патрушев и Виктор Иванов. В итоге Владимир Путин развел дерущихся по углам ринга, и «драчуны» потеряли свои должности. Патрушев был переведен на идеологическую работу в Совет Безопасности, Виктор Черкесов стал торговать обычными вооружениями, не особо преуспел в этом и вскоре был вообще уволен, а Виктор Иванов возглавил Федеральную службу по контролю за незаконным оборотом наркотиков. Как мне кажется, рокировка Суркова на Володина связана с их конфликтом за пост главы администрации. В результате этот пост занял совершенно другой человек – Сергей Иванов. А Сурков и Володин в какой-то степени, можно сказать, поменялись местами.

Что касается Суркова, то никакого кадрового понижения в данном случае не произошло. Более того, сбылась его семилетняя мечта – уйти из структуры Администрации Президента на какую-нибудь экономическую должность, чтобы так или иначе «рулить» экономическими процессами. В результате он реализовал эту задумку, хотя и ценой некоторых репутационных потерь. И все же в данной ситуации говорить о каких-либо потерях для Суркова не приходится. Для Кремля это перемещение является удобным, поскольку все неудачи и «косяки» последних лет будут признаны «наследием сурковской эпохи» в развитии внутриполитических процессов. В каком-то смысле из Суркова сделают фигуру, которая несет ответственность за все, и так или иначе он будет вынужден выступать в этом амплуа.