https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия и новая холодная война в Сирии

Россия вместе с Китаем в третий раз в Совете Безопасности ООН наложила вето на предложенную резолюцию по Сирии. Это сразу вызвало упреки США и Великобритании, а также введение американским Конгрессом санкций на российское вооружение.

Прочная позиция России в отношении сирийского кризиса привлекает пристальное внимание политических, журналистских и научных кругов. Анализ причин и факторов такого беспрецедентного сопротивления по этому вопросу и определение его границ стали важной темой для дискуссий.

Хотя не вызывает сомнений тот факт, что Российская Федерация смотрит на все через призму своих национальных интересов, следует отметить, что упорство этой страны в последние месяцы и указание российского представителя в ООН на региональную мощь Ирана во время несогласия с предложенной резолюцией требует большего осмысления современной внешней политики этой страны.

Самым главным фактором современной оценки Россией международных событий является ее появившееся недоверие к целям и намерениям Соединенных Штатов в ближневосточном регионе и на евразийском континенте. Разочаровавшись в восстановлении российско-американских отношений Владимир Путин, вновь возвратившийся на пост президента России, столкнулся с созданием в Восточной Европе оборонного ракетного щита и продолжением расширения НАТО. Единственным для России результатом Лиссабонской конференции стало лишь то, что громогласно она не была названа врагом НАТО, а в отношении Афганистана ей пришлось только довольствоваться сотрудничеством в области снабжения и информирования.

Статья, опубликованная Путиным на кануне президентских выборов, его внешнеполитические решения, а также последнее выступление перед российскими послами в разным странах мира – все свидетельствует о том, что противостояние России с США достигло своего предела, и представители двух стран вновь стали использовать риторику холодной войны. Путин в своих выступлениях и статьях явно обвиняет Соединенные Штаты во лжи и злоупотреблении структурой и резолюциями ООН, использовании двойных стандартов в разных странах мира и осуществлении своих интересов, пользуясь лозунгом поддержки демократии.

Россия убедилась в ложности идеи российско-американского сотрудничества, признающего ее значительную роль в мире и особенно в европейской системе безопасности. С точки зрения российских аналитиков, современная внешняя политика США основывается на двух концепциях: «предельный реализм» и «новый либерализм». Поэтому американцы полагают, что государства мира делятся на две категории – друзей и врагов США. Вражеские государства нужно ослаблять, и их присутствие в стратегически важных регионах мира в плане политики, экономики и культуры следует ограничивать и по возможности сводить на нет.

Новый либерализм также утверждает, что война возникает между недемократическими государствами, поэтому все страны должны идти по американскому пути демократизации, ибо это необходимо для предотвращения войны.

Ввиду этого Россия считает, что нынешние события на Ближнем Востоке управляются Соединенными Штатами, и что начался очередной период образования новых правительств и однополярного мироустройства, мишенью которого являются Северная Африка, Ближний Восток, Иран, Евразия и, в конце концов, Китай и сама Россия.

Поясняя позицию России по Сирии, Путин и его министр иностранных дел многократно указывали, что оккупация Ливии является ошибкой, возникшей благодаря злоупотреблению резолюцией ООН касательно создания бесполетной зоны, и военному нападению на эту страну, и что эта ошибка не должна повториться.

Другим новшеством в международных отношениях, не укладывающимся в рамки признанных законов и принципов, является проведение региональных заседаний и принятие на них решений о смене правительства в отдельно взятой стране.

Современная Россия считает приверженность международным законам одним из принципов своей внешней политики и содействия созданию многополярного мира. Вместе с Китаем она убеждена в том, что структура и порядки современного миропорядка, несмотря на всю свою несправедливость, помогают сохранению мира и многополярности на международной арене. Подчеркивая необходимость решения сирийского кризиса при участии ООН, Россия отклоняет любую резолюцию, трактующую столкновения в Сирии с точки зрения седьмой статьи Устава ООН и создающую условия для военного вмешательства.

В последние месяцы Сирия превратилась в полосу стратегического противостояния и, с точки зрения России, для которой Запад не предусмотрел значимой роли в мировых и региональных событиях, происходящие там событие будут иметь огромное влияние на будущий миропорядок.

Конечно, нельзя упускать из вида то, что экономические ограничения и промышленно-технологические потребности значительно снижают противостояние России, что позволяет некоторым опытным российским политикам, таким как Е.Примаков, утверждать: «Россия больше не может доказывать свою значимость и силу в международных отношениях путем конфронтации». Однако события, произошедшие за последний год, особенно оккупация Ливии, основательно убедили Россию и Китай в экспансионистских устремлениях Запада. Эти две страны, подсчитывая возможные убытки, непременно будут стремиться не участвовать в давлении на Сирию и в рамках своих возможностей на международном и региональном уровнях противостоять однополярной политике США и их союзников. Россия непременно еще раз напомнит всем, что после Соединенных Штатов у нее самый большой в мире ядерный запас.