https://www.funkybird.ru/policymaker

Как сделать Эстонию безвизовыми вратами в ЕС

После слёта ветеранов СС на острове Сааремаа сенатор Михаил Маргелов обнаружил: официальный Таллин поддерживает неонацизм. Но российскому бизнесу это не помеха. Какие позиции сдаст Москва, чтобы увидеть Эстонию безвизовыми вратами в ЕС и газотранзитной акваторией?

Недавно в Эстонии прошла первая после «Бронзовой ночи» встреча комиссий по иностранным делам парламента Эстонии и Федерального собрания РФ. Впервые с 2006 года на парламентском поднимались вопросы трансграничного сотрудничества и строительства железной дороги. Тема российских соотечественников была опущена.

Отношения между странами, сдобренные перчиком национализма и обвинений в оккупации, стали более деловыми и парламентарии этого уже не считают нужным скрывать. Российская сторона предполагает, что в ближайшее время следует восстановить железнодорожное сообщение между Псковом и Тарту, и установить воздушное и водное сообщение Эстонии с Псковом. Было отмечено растущее число виз в Эстонию, выдаваемых россиянам. Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов выразил уверенность, что если закрыть тему пограничных споров с Эстонией, это увеличит объем торговли. Вопрос в том, на каких условиях.

Например, между Москвой и Таллином продолжаются переговоры об условиях прокладки второй ветки трубопровода Nord Stream в экономических водах Эстонии. Министр обороны Урмас Рейнсалу, посетивший слет гитлеровцев на Сааремаа, категорически против. И в обмен возможное на согласие, помимо прочего, эстонцы наверняка предложат русским отказаться от правозащитной риторики. Ведь позиции РФ по соотечественникам ещё не сданы до конца.

Между тем, совсем недавно русскоязычное население Эстонии было шокировано новостью о возможности ликвидации образования на русском языке в частных гимназиях. Ещё немного, и русские дети смогут учиться лишь на эстонском, даже если родители готовы платить. А ведь возможность сохранения русского образования в Эстонии существует. Об этом напомнила парламентарий Яна Тоом: «21 октября 1994 года министры образования Российской федерации и Эстонской республики Евгений Ткаченко и Пеэтер Олеск подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в области образования. Соглашение заключили сроком на пять лет с условием автоматического продления, если ни одна из сторон не уведомит другую о желании его денонсировать. Невероятно, но факт — названный документ действителен по сей день».

Выходит, возможность сохранить русское образование в Эстонии у РФ есть, хотя о ней принято умалчивать. Значит, и сегодня Россия может повлиять на ситуацию, но, судя по итогам встречи, просто не хочет.

Похожая история и с наболевшим вопросом о негражданах. В Договоре об основах межгосударственных отношений между Эстонией и Россией, подписанном 12 января 1991 года, Россия могла оговорить статус оставшегося в республике русского населения, доля которого на тот момент достигала трети от общего числа. Но Москва забыла о них, и 6 ноября 1991 года было принято решение о «применении» закона 1938 года, которым в Таллине оправдывали поражение русских в гражданских правах.

На словах МИД РФ продолжает защищать их. Так, пока российские и эстонские парламентарии обсуждали торговлю и транзит, официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил буквально следующее: «Перед российской дипломатией стоят масштабные задачи в сфере задействования всех компонентов «мягкой силы», включая культурное присутствие и продвижение позиций русского языка за рубежом, в области информационного сопровождения внешней политики, в экономической дипломатии. Требуется совершенствование работы по защите законных прав и интересов российских граждан и организаций, дальнейшая активизация взаимодействия с соотечественниками». Но что конкретно под этим понимать?

После слёта эстонских ветеранов-гитлеровцев, в котором принял участие главы минобороны Урмаса Рейнсалу, Михаила Маргелова посетило прозрение. Он отметил, что в большинстве государств, которые также «подхватили нацистскую заразу», коричневые экстремисты не имеют открытой поддержки со стороны властей. А вот про Эстонию, считает политик, теперь можно вполне однозначно сказать: руководство Эстонии не стесняется официально поддерживать неонацизм.

Однако, сказав это, глава сенатского Комитета по международным делам тут же смягчил пилюлю: мол, ну что с эстонцев возьмешь, они ищут свою национальную идентичность. Понять сенатора можно. Иначе ведь Москве, каждый год громко эксплуатирующей тему Великой Победы, пришлось бы вспомнить о санкциях против Эстонии. А как же тогда газ?