https://www.funkybird.ru/policymaker

Сербия попросила себе кусочек Косово

Новое руководство Сербии пришло к власти под противоречивыми лозунгами восстановления территориальной целостности («Косово – это Сербия») с сохранением курса на вступле6ние в Евросоюз. Ивица Дачич, который 27 июля будет утвержден премьер-министром, придумал, как совместить эти требования: он призвал разделить мятежную провинцию Косово по этническому признаку, вернув под контроль Белграда районы Косово, населенные сербами. В обмен власти Приштины пожелали сразу три сербские провинции, где обитают албанцы – Прешево, Медведжи и Буяновац. Правда, на территориях, которые решило «откусить» Косово, албанцев оказалось меньше половины. Зато там обнаружились месторождения золота, серебра, цинка и олова.

Новый глава правительства Сербии Ивица Дачич первым политическим актом решил вновь поднять вопрос о судьбе сербских анклавов на севере Косово. По его задумке, Сербии может отойти район Косовска-Митровицы, где проживают, по различным данным, от 40 до 200 тысяч сербов. Компромисс мог бы сработать – если бы в ответ на «кусочек Косово» власти Приштины не потребовали сразу 3 сербские провинции, где наличествует некоторый процент албанцев.

«Этническая граница» Косово проходит по реке Ибар, которая делит город Митровица на две части – сербскую и албанскую. Основную часть бывшей провинции, где албанцы составляют подавляющее большинство, в Белграде уже, похоже, не рассчитывают когда-либо получить назад, констатирует «Коммерсант». Даже новый президент Томислав Николич, начинавший свою политическую карьеру как радикальный националист, не допускавший никаких уступок по косовскому вопросу, недавно заявил: «Меня никогда не признают президентом в Приштине, а сербы в Косовска-Митровице никогда не признают власти Приштины». А его союзник по правящей коалиции, будущий глава правительства социалист Ивица Дачич, пошел еще дальше, провозгласив: «Я убежден, что наилучшее решение – поделить Косово. Вопрос в том, примут ли эту идею албанцы и международное сообщество».

Ивица Дачич понимает: на простой раздел Косово власти Приштины не пойдут – они будут требовать компенсации. на уступку северных районов в обмен на признание албанцы, США и ЕС могли согласиться лет пять-шесть назад – до провозглашения независимости провинции в феврале 2008 года. Сейчас такое вряд ли возможно. Гораздо более реалистичным эксперты считают другой сценарий: обмен территориями. В этом случае север Косово разменивается на часть Прешевской долины, входящей в состав Сербии.

В трех южных общинах Сербии на границах с Косово и Македонией – Прешево, Медведжа и Буяновац – живут почти 60 тысяч албанцев. После фактического отделения Косово в этих районах разгорелась партизанская война. Против сербской полиции действовала сепаратистская Армия освобождения Прешево, Медведжи и Буяноваца, состоявшая в основном из бывших боевиков Армии освобождения Косово. Террор продолжался до мая 2001 года.

О возможности территориального обмена в свое время говорили и косовские политики – например, спикер парламента самопровозглашенного Косово Якуп Красничи. правда, В Приштине хотят заполучить все три провинции, в которых были замечены компактные поселения албанцев, независимо от того, являются ли албанцы в них большинством. Однако «бывшие мятежники» составляют более 90% лишь в Прешево. Именно из-за этого Белград готов эту территорию «выставить на торги». В Буяноваце демографическая ситуация гораздо сложнее: албанцев там чуть больше половины (55%), а сербов -34%. В Медведжи две трети жителей – сербы, албанцев лишь 26%. К тому же на этой территории находятся месторождения золота, серебра, цинка и олова.

Не все просто и с северным Косово. Хотя подавляющее большинство населения там составляют сербы, существует один крупный албанский анклав – о его судьбе пришлось бы вести отдельные переговоры.

В целом, предполагает «Ъ», судьба популистской инициативы нового правительства Сербии будет зависеть от позиции западных стран. До сих пор США и ЕС выступали против посягательств на территориальную целостность Косово, опасаясь цепной реакции в других регионах бывшей Югославии, в первую очередь Боснии. В то же время неопределенная ситуация, в которой оказалось сейчас самопровозглашенное государство, не может продолжаться бесконечно. На сегодня независимость Косово признали меньше половины членов ООН – 91 из 193. И пока не будет найден компромисс с Белградом, практически нет шансов на признание Приштины Совбезом ООН, где Россия обладает правом вето. А значит, бывшая сербская провинция так и останется полугосударством – несмотря на поддержку со стороны Запада и исламского мира.