https://www.funkybird.ru/policymaker

Антон Хащенко: находить компромиссы

В определённых кругах бытует мнение, что, дескать, власть такая-сякая, не идёт на диалог, не слушает свой народ и не выполняет его основные наказы. При этом зачастую говорящие об этом люди (в основном активисты «made in Болотная» и им сочувствующие) под этими самыми наказами понимают, прежде всего, круг вопросов, связанных с реформированием политической системы страны, демократизацией институтов государства и т.д.

Не буду вдаваться в дебри по поводу того, кто больше виноват в отсутствии компромиссных решений: власть или оппозиция, выражающие интересы разных групп населения. Равно как и рассуждать о том, что говорить можно только с кем-то и о чём-то (бесформенная масса недовольных не может быть субъектом переговоров в принципе) — неблагодарное это дело, да и слишком объемное по времени и содержанию. Однако не замечать принципиальные изменения, на которые сегодня власть решалась в ответ на запросы относительно небольшой по численности, но активной части российского общества (опять же, не вдаюсь в подробности, что первично: усилия политиков и политтехнологов или «прозрение» людей), как минимум странно.

«Мы видим, что на федеральном уровне власть пошла на беспрецедентные уступки. Это и возвращение выборности губернаторов, и облегчение процесса регистрации политических партий»
Мы видим, что на федеральном уровне власть пошла на беспрецедентные уступки. Это и возвращение выборности губернаторов, и облегчение процесса регистрации политических партий, и многое-многое другое. Кто-то может сказать, да ладно, это разве заслуга власти, это мы ее вынудили. Да, трактовка про «вынудили» вполне может рассматриваться как одна из версий мотивации принимаемых властью решений. Вот только это уж точно не страх перед «грозными» протестующими — здесь работают абсолютно другая логика и объективные законы политики. Они, кстати, отвечают и на вопросы а-ля «Как же так, сначала единороссы отменяли прямые выборы, а теперь с умным видом возвращают, не лицемеры ли они часом?» — всё достаточно просто: любая власть любой страны мира (северокорейские режимы я даже не рассматриваю, они явно из другой оперы), желающая сохранить своё положение, вынуждена постоянно находить компромиссы между разными, порой прямо противоположными интересами людей и групп влияния, вовремя реагируя на изменение их запросов. И это совсем не зазорно, напротив, демонстрирует степень, если так можно выразиться, мастерства и интеллектуальности политики власти предержащих.

Существенные трансформации происходят в регионах. И в силу того, что изменения федерального законодательства автоматически влекут за собой принятие новых или изменение действующих региональных законодательных актов. И по причине политической дальновидности тех или иных руководителей субъектов Российской Федерации и входящих в них муниципалитетов. Необходимо отметить, что чем дальше регион от столицы, тем больше у его руководства времени на корректировку своей политики. У некоторых, правда, этот запас вызывает лишь иллюзию нецелесообразности модернизации собственного «Я» и всей системы управления, что быстро сказывается и на личных рейтингах, и на уровне доверия населения к органам власти в целом. Другие работают на упреждение, просматривая далекие горизонты и получая «на выходе» качественно иные оценки своей деятельности.

К примеру, сегодня мы можем наблюдать запущенный на ульяновской земле процесс возвращения прямых выборов глав областного центра. И тут на самом деле не суть важно, какая модель более эффективная сама по себе: выборы мэра путём прямого голосования или голосования из числа избранных депутатов. Лично я убежден в том, что дело не столько в выборе модели, сколько в самих людях, замещающих руководящие должности. Но наличие всенародно избранного мэра желает население областного центра, поэтому активность нынешней главы города Марины Беспаловой по данному вопросу есть прямое следование основополагающему принципу «власть для народа, а не наоборот».

В свою очередь весьма и весьма своевременные инициативы были озвучены и губернатором региона Сергеем Морозовым на состоявшейся на прошлой неделе очередной сессии Совета региональных и местных властей.

Во-первых, по аналогии с федеральным и региональным уровнями было предложено подумать об ограничении срока полномочий глав муниципальных образований. Во-вторых, было объявлено о полноценном запуске проекта «Электронная демократия». И, наконец, в-третьих, что, как мне кажется, крайне важно, Морозов вышел с предложением о внедрении работоспособного механизма инициирования разработки и принятия законодательных актов Ульяновской области рядовыми жителями. Речь идет о том, что инициативы, поддержанные 10 тысячами ульяновцев (против 100 тысяч для федеральных законопроектов), найдут своё отражение в региональном законодательстве.