https://www.funkybird.ru/policymaker

Отношения Тегерана и Вашингтона накалены до предела

Европейский Союз обсудит эмбарго на импорт иранской нефти 23 января. Технические детали запрета обговорят на неделю раньше, чем планировалось. Одна из причин такой поспешности — желание отделить иранский вопрос от финансовых проблем, которые будут обсуждать на саммите организации в предпоследний день месяца. Впрочем, другая причина выглядит более весомой: накануне МАГАТЭ подтвердило, что Исламская республика Иран приступила к обогащению урана. А на февраль Тегеран запланировал очередные учения в районе Ормузского пролива.

Это явно больше, чем санкции. Европейское эмбарго на импорт нефти из Ирана — условие, при котором Тегеран грозился перекрыть Ормузский пролив, а вместе с ним и третью часть мировой нефтедобычи. Для Вашингтона это верный повод нанести удар. Возможное эмбарго Брюсселя — ответ на сегодняшний старт работ по обогащению урана в окрестностях священного для мусульман города Кум, в секретных туннелях внутри горы Форду, что делает этот ядерный центр малоуязвимым для возможных атак с воздуха. Каскад из 350 центрифуг способен обогащать уран до 20% — это слишком мало для создания ядерной бомбы, но явно много для производства обычного топлива для АЭС. Дипломатические контрмеры Тегерана — турне президента Ахмадинежада по странам Латинской Америки. Первая остановка — в Венесуэле.

«Империалисты говорят, что сейчас прямо из-под этого холма появится атомная бомба, а мы с Ахмадинежадом из подвала президентского дворца будем наводить ракеты на Вашингтон, но это же смешно», — уверяет президент Венесуэлы Уго Чавес.

«Они говорят: мы делаем бомбы. Но мирные люди не знают, как их делать. К счастью, каждый в Латинской Америке знает: эти слова — какая-то шутка», — заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад.

Смех иранского лидера некоторые сочли нервным. Отношения Тегерана и Вашингтона накалены до предела. Очередной шаг к эскалации — решение иранского суда приговорить к смертной казни Амира Хекмати, американского гражданина, проходившего по обвинению в шпионаже. Примечательно, что это первый такой вердикт в отношении американцев со времен Исламской революции 1979 года.

«Эти обвинения — ложь. Это постоянная практика иранского режима, когда невиновные люди обвиняются в шпионаже по политическим мотивам. Мы требуем немедленно отпустить Амира Хекмати», — озвучил угрозу официальный представитель Белого дома Джей Карни.

Дипломатические маневры усиливаются на фоне военных. Иран начал сухопутные учения неподалеку от границы с Афганистаном, на февраль вновь запланировал морские учения в районе Ормузского пролива. На случай его блокировки Брюссель и Вашингтон уже разрабатывают экстренный силовой план, в районе по-прежнему дежурит американская ударная группа, состоящая и авианосца «Теннеси» и группы боевых кораблей. И пока даже стремления к разрядке не видно. Духовный лидер Исламской республики Али Хаменеи заявил, что Иран не откажется от своей ядерной программы, несмотря ни на какие эмбарго. Министр финансов США Тимоти Гайтнер сегодня в Китае пытается убедить Пекин в более жестких санкциях в отношении Тегерана. Такие же попытки высокопоставленные представители США наверняка предпримут и в Москве.