https://www.funkybird.ru/policymaker

Неконституционное «народное большинство»

«Единая Россия» создает под своей партийной крышей очередную беспартийную организацию.

«Единой России», конечно, мало того большинства, которое она имеет в настоящее время в парламенте. Партия власти ностальгически вспоминает прошлые созывы Госдумы, когда у нее было конституционное большинство, дающее ей возможность полностью игнорировать мнение других политических партий. Видимо, именно поэтому единороссы вдруг принялись сколачивать некое «народное большинство», собрав 12 июля непосредственно в здании Государственной Думы учредительную конференцию Всероссийского союза общественных организаций «Народное большинство России». В роли руководителя этой странной структуры выступил вице-спикер от «Единой России» Сергей Железняк, который знаменит своим публичным требованием лишить депутатских мандатов тех парламентариев, кто участвовал в митингах гражданского протеста.

О целях новой общественной организации сказать трудно, поскольку сформулированы они расплывчатыми общими фразами. Например, в прокламации, которую раздавали журналистам на этом мероприятии, указано, что в «народное большинство» входят движения, «которые ставят перед собой конструктивные задачи по решению проблем граждан, созданию для них опоры и поддержки». А сам Железняк в своей речи говорил об общечеловеческих ценностях, которые можно проверить экономическими решениями, идущими на пользу людям. Несмотря на столь широкие критерии отбора, в России «народного большинства» в поддержку партии власти, президента и правительства, видимо, не сложилось. Поэтому в новую организацию привлекли общественные объединения из Украины и Белоруссии, а Железняк сказал немного о том, что создаваемая структура будет помогать развитию всех трех стран.

Однако ключевым тезисом программной речи Железняка, раскрывающим суть данного мероприятия и планы партии на будущее, следует считать следующее его заявление: «Мы должны опираться на большое число людей, которые не связывают себя с политической силой». То есть, фактически речь идет о создании под крышей «Единой России» еще одной массовой организации, которой заранее отводится своя четкая роль в «нерушимом блоке единороссов и беспартийных».

Сколачивая очередную «аполитичную массовку», сами единороссы ссылаются на выступление Владимира Путина на их партийном съезде 26 мая, где он якобы и дал партии власти поручение сформировать «народное большинство». Впрочем, в путинских речах на том съезде конкретных установок на этот счет не найти, есть лишь общие рассуждения о том, что политику власти поддерживает большинство населения страны, вот его интересы и надо учитывать.

Вопрос о большинстве в данном контексте очень интересен. Дело в том, что сама «Единая Россия», как известно, на декабрьских выборах вообще-то не получила никакого большинства – не то что конституционного, но даже простого. Но особенности нашего избирательного законодательства все-таки позволили партии власти взять в Госдуме 238 голосов. Правда, такой поворот и стал главным поводом для самых массовых за последние полтора десятка лет митингов протеста.

За Путина на президентских выборах все же проголосовало более 60 % избирателей. Но даже чистота этой цифры вызвала у проснувшегося уже электората серьезные сомнения. То есть, победу Путина, конечно, отрицать невозможно, однако в количественном отображении этой победы стоило бы все-таки разобраться подробнее. Отказ в этом, напомним, придал протестным мероприятиям дополнительный импульс. И хотя на митинги в поддержку власти, в конечном счете, стали выводить гораздо больше народу, чем на протестные акции, говорить о полученном на выборах абсолютном большинстве не стоит. Хотя бы потому, что 65 % голосов за Путина при явке в те же 65 % дает всего лишь треть от общего количества россиян.

И вообще, так оперировать понятием «народного большинства», как это делают сегодня единороссы, значит уподобляться некой партии, которая в свое время была правящей в одной стране, а в качестве своего символа использовала пучок связанных прутьев. Кстати, лидер этой партии по имени Бенито Муссолини, как утверждают, был автором известного изречения «друзьям – все, остальным – законы», о котором почему-то слишком часто вспоминают в современной России.

Такие же исторические параллели невольно возникают и тогда, когда в ходе любой политической дискуссии (или без нее) представители правящей партии заявляют своим оппонентам: за нас большинство, а за вас нет, – значит, мы можем делать то, что считаем нужным. Впрочем, единороссы даже не имея никакого формального «народного большинства», в последнее время именно так и действуют. И это уже граничит с нарушением Конституции, которая гласит: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

«Народное большинство», видимо, приходит на смену Общероссийскому народному фронту, о котором власть в последнее время вспоминает все реже. Да что там власть! Еще пару месяцев назад многие члены думской фракции «Единая Россия», избранные по предложению этого самого путинского ОНФ, все время подчеркивали, что они люди не партийные, а от народа. Однако как только думское большинство было направлено властью на принятие одного за другим репрессивных законов, которые будут применяться против оппозиции, все эти «представители народа» тут же забыли о том, что они якобы не имеют к «Единой России» никакого отношения.