https://www.funkybird.ru/policymaker

Ядерный Иран опаснее, чем удар по его объектам

Никто не должен сомневаться в том, что президент США Барак Обама готов использовать военную силу, чтобы помешать Ирану получить ядерное оружие, если санкции и дипломатия не помогут.

Об этом в понедельник в интервью изданию Bloomberg сказал бывший специальный помощник президента по Ирану, Деннис Росс, два года отслуживший в Совете национальной безопасности в администрации Обамы, и бывший помощник госсекретаря Хиллари Клинтон.

По его словам, Обама «дал ясно понять», что он рассматривает Иран, обладающий ядерным оружием, как угрозу международной безопасности, и что «иранцы не должны считать, что нет желания использовать силу», чтобы остановить их.

«Есть последствия, когда вы предпринимаете военные меры, и есть серьезные последствия, если вы не действуете», — сказал Росс.

По его словам, администрация считает, что риск позволить Ирану получить ядерное оружие, выше, чем риск проведения военной операции.

Его комментарии прозвучали на следующий день после встречи Обамы с высокопоставленными чиновниками гражданских и силовых оборонных структур, в ходе которой он заявил, что разработка ядерного оружия станет «пересечением красной черты», за которой последует удар США.

«Они должны знать, что если они пойдут на этот шаг, то их остановят», — заявил 8 января министр обороны США Леон Панетта в интервью программе «Лицо нации» телеканала CBS News.

«Обладающий ядерным оружием Иран спровоцирует ядерную гонку вооружений между соседями, и тогда возникнет опасность его распространения в другие государства или даже террористические группы, а также увеличит шансы на ядерный удар, в результате какого-нибудь просчета», — сказал Росс.

«У вас нет какой-либо связи между израильтянами и иранцами. У вас есть все виды локальных триггеров для конфликта. Есть страны, которые держат пальцы на спусковом крючке, и при этом они не могут позволить себе стать вторым объектом удара, так что потенциал для просчета или начала ядерной войны из-за оплошности просто слишком высок», — добавил он.

Росс признал, что военный удар будет иметь серьезные последствия. Это могут быть и ответные действия Ирана, напрямую или через посреднические террористические организации во всем мире, и возможные его усилия по перекрытию Ормузского пролива, что приведет к скачку цен на нефть.

Понимая все эти риски, «никто не станет с легкостью использовать военную силу», сказал он, и «никто не возьмет на себя обязательство использовать военную силу в последнюю минуту, прежде чем им придется это сделать».

Росс подчеркнул, что готовность США не допустить получения Ираном ядерного оружия, влияет на принятие решений и в других странах, которые опасаются Ирана, включая Израиль и страны Персидского залива. Если Белый дом откажется выполнить данные им обещания остановить Иран, сделанные Обамой и бывшим президентом США Джорджем Бушем, то США потеряют всякое доверие.

«Я бы не стал сбрасывать со счетов возможность того, что израильтяне будут действовать, если они придут к выводу, что в принципе мир готов к тому, чтобы жить с Ираном, обладающим ядерным оружием, — сказал он. — Они, конечно, имеют возможность самостоятельно остановить иранскую ядерную программу».

Росс подчеркнул, что он считает, что еще есть время для дипломатии и воздействия бремени финансовых санкций, которые все еще могут убедить Иран отказаться от своей предположительно военной ядерной программы.

«Сила не является неизбежной, — сказал он. — Дипломатия по-прежнему желанное средство. Давление также является элементом такого средства».

Ранее в понедельник, Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) подтвердило, что Иран начал обогащение урана на объекте в Фордо, недалеко от шиитского священного города Кум. В заявлении агентства также сказано, что все ядерные материалы находятся под его надзором.

Дипломаты в Вене, где находится штаб-квартира МАГАТЭ, сообщили, что на объекте в Фордро Иран приступил к обогащению урана с содержанием урана-235 и/или урана-233 во взвешенной концентрации, эквивалентной 20 или более процентам урана-235iii.

«Этому действительно нет оправдания, — сказал Росс. — Я не думаю, что существуют большие сомнения в том, что они приступили к осуществлению своей программы, которая в определенный поможет им создавать оружие».