https://www.funkybird.ru/policymaker

Мегамашина: на Украине состоятся парламентские выборы

На Украине 28 октября состоятся очередные парламентские выборы, которые основными политическими силами страны рассматриваются не только в качестве «генеральной репетиции» перед президентскими выборами 2015 года, но и как самостоятельная кампания, которая может существенно изменить ситуацию в стране, — всё-таки Верховная Рада, в отличие от российской Госдумы, является местом для дискуссий, а не «машиной для законодательного оформления решений правительства».

Эти дискуссии порой приобретают весьма острый и даже балаганный характер — вплоть до публичных драк между депутатами и массовой блокады парламентской трибуны разными фракциями, — но правительство реально формируется и утверждается именно здесь, не говоря уже про принятие законов и ратификацию международных договоров.

Разумеется, главной интригой предстоящих выборов стало формирование предвыборного блока объединённой оппозиции «За Батькивщину!» («За Отечество!»), в который вошли «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Фронт змин» («Фронт перемен») Арсения Яценюка, «Народный Рух Украины», Социально-христианская партия, а также партии «Реформы и порядок», «Народная самооборона», «За Украину!» и «Гражданская позиция». Из двух «первых лиц» объединённой оппозиции сейчас только одно, а именно «американский брат» Арсений Петрович Яценюк, пользуется благами свободы, поскольку бывшая «королева Майдана», согласно приговору суда, до конца 2018 года будет находиться в местах лишения свободы, да еще получила, пользуясь терминологией сталинской эпохи, три года «по рогам»: запрет занимать любые государственные должности до конца 2021 года. Впрочем, депутат — должность не государственная, а выборная, так что з/к Тимошенко не случайно фигурирует на всех агитационных плакатах. И, в случае выборного успеха блока «За Батькивщину!», может снова круто изменить свои планы на ближайшее будущее. Но пока на первом плане — вовсе не она, а её заместитель Александр Турчинов, не без успеха выполняющий роль «серого кардинала» оппозиции. Но на роль национального лидера «не тянут» ни Яценюк, ни Турчинов — как говорится, «не та у них харизма». Поэтому без Тимошенко «объединённой оппозиции» на ближайшую перспективу не обойтись, так что сценарий с жертвой этой фигуры только ради того, чтобы «свалить» Януковича, пока выглядит маловероятным.

Проблема нынешнего, весьма условного, парламентского большинства Партии Регионов заключается прежде всего в том, что из Партии Регионов она стала Партией одного-единственного региона, а именно — Донбасса. «Шахтёры» диктуют «правила игры» и внутри партии, и в правительстве, и на местах, куда целыми «командами» направлялись «донецкие» и отчасти «луганские» представители, не говоря уже о каких-то значимых бизнес-проектах. Подобное развитие событий ничуть не радует элиты тех областей и городов, которые пять лет назад голосовали за «регионалов», та что их поддержка в Харькове, Днепропет- ровске, Одессе, Крыму и других «русскоязычных» регионах Украины может снизиться.

Дополнительный электоральный удар по Партии Регионов наносит её нынешнее качество «партии власти» и «партии президента». В результате, по данным социологических опросов, эта политическая сила в общеукраинском масштабе сможет рассчитывать не более чем на 30% голосов избирателей, то есть, даже в самом лучшем случае не доберёт до результата пятилетней давности почти 3% голосов — для Украины цифра колоссальная. Достаточно напомнить, что в 2010 году Тимошенко уступила Януковичу менее 2%, что, в конце концов, стоило ей тюремной камеры.

И никакие шумовые эффекты, наподобие принятия закона о статусе русского языка или заявлений о том, что Украина будет брать столько российского газа, сколько ей понадобится и тогда, когда ей понадобится, эту перспективу изменить не в состоянии. Возможно, именно поэтому было решено изменить закон о выборах и перейти на смешанную избирательную систему, когда только половина депутатов Верховной Рады будет избираться по партийным спискам, а вторая половина — по одномандатным округам (точно так, как это было в России до 2007 года).

Конечно, в данном случае местный «административный ресурс», по идее, должен сыграть на «партию власти», но сейчас даже в этом никакой уверенности нет: настроения в украинском обществе по отношению к «донбассовцам» весьма далеки даже от ситуации двухлетней давности, тоже весьма неоднозначной, но, в принципе, характеризуемой как «благожелательный нейтралитет», — настолько тогда всем обрыдл «оранжевый» Виктор Ющенко.

Дополнительные трудности для Партии Регионов создаёт и явно изменившееся по сравнению с временами «оранжевой революции» отношение к Виктору Януковичу и Ко со стороны Кремля, который, стремясь добиться присоединения Украины к проекту ЕврАзЭС, не только сохраняет запредельные, выше европейских, цены на российские энергоносители, но и демонстрирует явно пренебрежительное отношение к представителям официального Киева. Всё это вместе взятое делает практически неизбежным усиление антироссийского вектора в украинской политике после парламентских выборов.