https://www.funkybird.ru/policymaker

Российские планы на исследование планет

Последние два месяца прошлого 2011 года были отмечены неприятными событиями вокруг автоматической межпланетной станции (АМС) «Фобос-Грунт». Многообещающий космический аппарат стал жертвой неполадок разгонного устройства, вследствие чего остался на низкой околоземной орбите, а потом и сошел с нее. 15 января 2012 года неудавшаяся «экспедиция» завершилась — аппарат сгорел в атмосфере. Первые версии о причинах неудачи стали появляться практически сразу же после того, как аппарат не попал на расчетную орбиту. Причем далеко не все гипотезы относительно нештатной ситуации были предложены компетентными лицами. Так или иначе, по результатам анализа информации, собранной во время запуска и в последующие дни, было установлено, что главным виновником аварии стала электроника, неприспособленная для действий в условиях космоса.

Как стало известно, в ближайшие годы может быть начат новый проект, цели которого будут полностью совпадать с задачами «Фобос-Грунта». Но дело это непростое и небыстрое. Поэтому обновленная станция, оснащенная новой аппаратурой, отправится к Красной планете не ранее 2020 года. По словам генерального директора НПО им. Лавочкина В. Хартова, такие сроки вызваны сразу несколькими факторами. Это и финансирование, и возможности космической отрасли, и текущие планы. В частности, сейчас более приоритетным является совместный проект «Экзомарс», который ведется совместно с Европейским космическим агентством. Последний, как говорит Хартов, будет полезен для новой программы по исследованию Фобоса: для полета к Марсу требуется несколько новых решений и технологий, а проект «Экзомарс» вполне способен стать их «прародителем».

Несмотря на неудачу с программой «Фобос-Грунт», Роскосмос и связанные с ним организации продолжают работу и делают на своем поприще определенные успехи. Причем эти достижения получают признание за рубежом. Так, в мае 2012 года ОАО «Российские космические системы» получило очень интересное письмо за подписью директора Лондонского Королевского института навигации. В этом письме компания РКС уведомлялась о том, что Совет института принял решение присудить команде сотрудников, работавших над проектом ГЛОНАСС, награду Герцога Эдинбурга за техническое достижение за 2012 год. Инженеры РКС получили почетный приз «за полное развертывание системы в декабре 2011 года и оказание навигационно-временных услуг». 11 июля состоялась торжественная церемония награждения.

Как видим, неудачи с электроникой или преступные действия некоторых должностных лиц по «освоению» денежных средств, в целом, не оказывает фатального влияния на работу космической отрасли. Среди прочих активно разрабатываются сразу несколько автоматических межпланетных станций, которые отправятся к своим целям в ближайшие годы. Первым из этих проектов является Венерианский исследовательский зонд, также известный под названием European Venus Explorer (Европейский венерианский зонд). Участие России в этой программе заключается в предоставлении ракеты-носителя и сопутствующего оборудования. В ноябре 2013 года Венерианский зонд будет выведен на орбиту Земли при помощи ракеты «Союз-ФГ» и разгонного блока «Фрегат». Старт произойдет на космодроме Куру во Французской Гвиане. Целью полета Венерианского исследовательского зонда является изучение атмосферы Венеры, ее состава, динамики и т.д.

Немного позже — в 2015 году — к своей цели отправится другой космический аппарат, на этот раз исключительно российский. При помощи ракеты-носителя «Союз-2» на орбиту Земли будет отправлен аппарат «Интергелиозонд». Далее он совершит перелет к Венере, где при помощи гравитационных маневров наберет достаточную для полета к Солнцу скорость. На автоматической станции будет установлен набор аппаратуры, необходимый для требуемых измерений различных параметров светила. Это рентгеновский телескоп, спектрографы, магнитографы, анализаторы и детекторы частиц, спектрометры и т.д. При помощи станции «Интергелиозонд» ученые Российской академии наук надеются собрать информацию о Солнце, солнечном ветре, динамике вещества внутри звезды и многом другом. Во время исследований аппарат будет находиться на орбите диаметром около 40 радиусов Солнца. Для обеспечения работы в таких сложных условиях отечественные ученые в настоящее время разрабатывают новый теплозащитный экран.

В том же году, что и «Интергелиозонд», свой полет к Луне совершит станция проекта «Луна-Глоб». Первый запуск аппарата, созданного по этой программе в НПО им. Лавочкина, планировался на начало 2012 года, однако из-за происшествия с АМС «Фобос-Грунт» он был перенесен на три года. В ходе программы «Луна-Глоб» будет осуществлено, как минимум, два запуска космических аппаратов. Сперва в 2015 году к естественному спутнику Земли отправится орбитальный зонд, несущий измерительную, фото- и видеоаппаратуру. Его целью будет съемка лунной поверхности и некоторые изучения Луны, которые можно провести без спуска на нее. Немного позже — в 2016 году — ракета-носитель «Зенит-3» отправит в космос второй зонд. Этот «участник» проекта будет не орбитальным, а спускаемым. Именно спускаемый аппарат «Луна-Глоб» будет собирать основную информацию и отправлять ее на Землю. В целом, задачи проекта «Луна-Глоб» напоминают то, чем занимались советские автоматические станции шестидесятых и семидесятых годов. С тех времен техника ушла далеко вперед и появилась возможность возобновить исследования спутника нашей родной планеты. В дальнейшем, по результатам работы спускаемого зонда «Луна-Глоб» возможна отправка других АМС, имеющих другой состав оборудования и иные задачи. Собранная аппаратами «Луна-Глоб» информация будет полезна при подготовке планируемых пилотируемых полетов на Луну.

Очевидно, орбитальный аппарат «Луна-Глоб» будет собирать информацию не только для обеспечения «десантирования» своего спускаемого собрата. В 2017 году Россия и Индия планируют совершить совместный запуск еще двух лунных аппаратов. С космодрома Шрихарикота будет запущена ракета-носитель GSLV-2 индийского производства, на борту которой будут находиться российская станция «Луна-Ресурс» и индийская «Чандраян-2».

По подлету к Луне станции разойдутся: российская пойдет на посадку, а индийская останется на орбите. Известно, что спускаемый аппарат «Луна-Ресурс» будет иметь высокую степень унификации со спускаемой станцией «Луна-Глоб». Российская станция «Луна-Ресурс» займется контактными и дистанционными исследованиями полярных районов Луны. В частности, объектом изучения будут лунный грунт, строение спутника и его взаимодействие с Землей. Находящийся на орбите индийский модуль «Чандраян-2», в свою очередь, будет собирать ту информацию, для получения которой необходимо находиться на некотором расстоянии от поверхности: состояние и особенности плазменной и пылевой экзосферы, воздействие на Луну солнечных излучений и т.д.

Примерно в то же время Россия снова начнет самостоятельные изучения Венеры. На 2016-17 годы запланирован запуск зонда «Венера-Д». Двенадцатитонный космический аппарат будет состоять из трех частей и выводиться в космос при помощи ракеты-носителя «Протон» либо «Ангара».

Основа исследовательского комплекса: орбитальная автоматическая станция. Ее задача — находиться на орбите и производить измерения различных параметров венерианской атмосферы. Одновременно с работой на орбите основной модуль будет посылать на планету зонды. Первый из них опустится на высоту около 55-60 километров от поверхности планеты, а второй будет работать под слоем облаков, на высотах в 45-50 км. Прочности обоих зондов должно хватить на восемь-десять суток функционировния, после чего агрессивная среда атмосферы выведет их из строя. За имеющееся время зонды соберут информацию о составе атмосферы в различных ее слоях, динамике перемещения потоков и т.п. Также планируется включить в состав исследовательского комплекса спускаемый аппарат.

Ввиду большого давления у поверхности планеты, его защиты хватить только на два-три часа работы и на спуск длиной в 30-60 минут. Сейчас, на ранних стадиях разработки исследовательских зондов, отмечается, что в случае использования более мощной ракеты-носителя возможно расширение состава комплекса. Прежде всего, может быть добавлена еще одна дрейфующая атмосферная автоматическая станция. Кроме того, лица, ответственные за разработку аппаратуры, утверждают, что в самом ближайшем будущем возможно создать такие системы защиты от окружающей среды, при помощи которых дрейфующие зонды смогут находиться на высотах около 50 километров в течение месяца.

Орбитальный модуль «Венеры-Д» будет функционировать примерно до начала двадцатых годов. Позже ему на смену придет новая автоматическая станция. Проект «Венера-Глоб» является дальнейшим развитием «Венеры-Д». В отличие от более ранней станции, орбитальный модуль «Венеры-Глоб» планируется оснастить 4-6 спускаемыми аппаратами, способными работать в атмосфере и на поверхности. Программа «Венера-Глоб» восходит к середине двухтысячных годов, когда ученые РАН прорабатывали вопрос особенностей работы долгоживущей станции. По итогам массы исследований был сделан вывод о том, что создание посадочного модуля для долговременной работы на поверхности Венеры все-таки возможно. Однако при текущем состоянии материаловедения и промышленности подобный аппарат будет стоить чрезвычайно дорого. Кроме того, понадобится потратить очень много усилий на создание эффективных систем охлаждения, либо на разработку электроники, приспособленной к столь суровым условиям, какие скрываются под венерианской атмосферой. Секция РАН по Солнечной системе надеется за оставшиеся до предполагаемого запуска годы завершить все необходимые изыскания и сделать долговременную станцию, о которой так долго мечтали ученые всего мира. Отмечается, что программа «Венера-Глоб» вполне может быть завершена в кооперации с европейцами. Дело в том, что по завершении работы станции Euopean Venus Explorer, ЕКА планирует ввести в строй АМС EVE-2. Сотрудничество Российской академии наук и Европейского космического агентства может привести к тому, что вместо двух автоматических станций к Венере полетит всего одна, зато имеющая куда больший научный потенциал, нежели исходные проекты самостоятельной разработки.

Перечисленные выше проекты автоматических межпланетных станций уже вышли из стадии предложений и являются предметом конструкторских работ. Почти все они, за исключением «Венеры-Глоб», также являются частью Федеральной космической программы 2006-2015. При взгляде на темпы выдвижения предложений, разработки проектов, запусков и планов на будущее, невольно возникает мысль о целесообразности принятия Федеральной программы. Во всяком случае, даже одно только воссоздание группировки системы ГЛОНАСС явно намекает на постепенное восстановление мощности отечественной космической отрасли. В перспективе это даст хороший темп развития разным направлениям, в том числе и автоматическим межпланетным станциям. Однако и тут пока не все гладко.

Вспоминая «Фобос-Грунт», стоит отметить необходимость контроля за каждым этапом разработки, сборки и эксплуатации. Космическая техника имеет одну очень неприятную особенность: даже небольшая экономия на качестве какого-либо компонента может привести к несоизмеримым потерям. Именно по такой причине был потерян пресловутый «Фобос-Грунт». Очень не хочется, чтобы следующие автоматические станции не полетели к другим планетам, а упали на свою родную.