https://www.funkybird.ru/policymaker

Алексей Улитин: новое варварство Запада

Новое Варварство
Каркнул ворон: «Nevermore!»
Прекрасное жестоко, ах, как ты недалеко или Будущее повернулось задом…

Конец тому
миру, который царит уже лет тридцать! Амба! Прошлого не вернуть! Не получится создать машину времени и перенестись в прошлое, как бы этого не хотелось. Можно конечно еще уткнуться головой в подушку и повторять мантру «Это все сон, кошмарный сон!», да толку то ни в грош! Все равно прилетит вещая черная птица и одним словом разрушит идиллию, объяснив популярно, что белый зверек уже на пороге, встречайте!

Впрочем, дурные предчувствия витали в головах творческих людей уже давно. А люди творческие хорошо чувствуют «тонкий мир».
Вот, к примеру, вторая часть культового фильма режиссера Роберта Земекиса «Назад в будущее», года 1985. Максим Калашников любит приводить пример с альтернативным 2015-м годом, как один из вариантов возможного будущего Америки. Абсолютно гламурный город!
Вот только и реальность «настоящего» 2015 года, показанная в фильме — хреновая по своей сути. Научная мысль? Вроде ушла вперед, но… Сами посудите: да, автомобиль Дока летает,вместо карбюраторного двигателя — миниатюрный реактор, а проблема пробок так и осталась неразрешенной — всего-навсего перенеслась в небеса.
Проблема преступности? Черт возьми, тоже нет! Какая-то молодежная банда (ее члены — отпрыски менеджеров средней руки) грабит банки и не стесняется устраивать разборки в центре города перед зданием суда.

Общественно-культурная жизнь? М-да… Ничего не изменилось! В кинотеатрах идет очередной, девятнадцатый сиквел «Челюстей» (видимо фантазия режиссеров будущего на нуле); достопримечательность города — часы, так и не починены за тридцать прошедших с 1985 года лет, что означает стагнацию городского бюджета. Унылая картина, не правда ли?
Социальная обстановка? Ухудшилась! Во всяком случае, район элитной коттеджной застройки 1985 года, по меркам 2015 года — трущобы! А ведь там живут такие же менеджеры, как и в 1985… Только, если в конце века двадцатого они — класс средний, то в первой четверти века 21 — бедные. Значит, число социальных лифтов сократилось, причем весьма существенно. Судя по всему, остались лишь богатые, полиция, ну и все остальные граждане, а может быть уже и просто жители, без каких-нибудь прав. Режиссер рисует картину будущего, в которомпроцветает тотальный внутрикорпоративный шпионаж за сотрудниками, весьма ограничено рабочее законодательство: видео переписку Мартина (начхав на Конституцию образца 1985 года!) просматривает его босс, да и увольняет моментально, по факсу (хорошо, что не расстреливает). А уж всеобщая дактилоскопия — обязательная для будущего вещь. Просто какой-то идеал корпоративно-полицейского государства!

Здраво рассуждая, мы видим «модернизацию без развития», когда поменялась только обертка, а содержимое осталось тем же (проблемы общества никуда не делись!), а в некоторых аспектах жизньграждан и просто ухудшилась. Такое вот «прекрасное жестоко». И это — еще не худший вариант!
Сейчас, из 2012, я сокрушенно вздыхаю. Нет ни миниатюрных реакторов на автомобилях, ни «умной одежды», а вот все черные прелести проступают весьма отчетливо. Да, они еще не успели гиперболизироваться, как в фильме, но, как не пел Высоцкий «еще не вечер, еще не вечер», года через три вполне и до такого докатимся.

Черной свиты хор подхватить готов громкую хвалу сумеркам богов
Вообще, если внимательно присматриваться к фильмам-блокбастерам, то можно заметить неприятную тенденцию. Чем дальше, тем больше сценариев, оканчивающихся вариациями «все померли», без «хэппи-энда». Мощная, наибогатейшая индустрия киноискусства, оказывается, не способна дать людям образ счастливого будущего, ради которого стоит жить. Предложениефильмов про глобальный звиздец или про жизнь после оного растет.
Эпидемия ли разразится или глобальное похолодание, то метеорит в Землю врежется, то солнце нейтринами испепелит все живое. А ведь еще недавно, в начале восьмидесятых, было совсем наоборот: «Лучшее, конечно, впереди».
Конечно, и раньше снимались фильмы-катастрофы, но помимо них были и вполне жизнеутверждающие кинокартины.

Теперь же… Как поет «Ария»: «Чем дальше — тем больше, чем больше — тем сильней». Больше масштаб трагедий, больше жертв, больше серого цвета на черном. Кстати, вы это тоже заметили?Цвет современных блокбастеров резко потускнел. Если постапокалиптические «Водный мир» 1995 года и «Удар из космоса» 1998 года блистали светлыми колерами-цветами, даря надежду выжившим в катастрофе людям, то современные блокбастеры стали серыми. И голубого неба больше нет. Оно либо вовсе не показано, либо оно покрыто свинцовыми тучами. Будто сильные мира сего устами своих пропагандистов заранее намекают обывателю, что никакой радости ему в дальнейшем не видать. Такова их общая тенденция. А уж если присматриваться к деталям…

Шесть минут до часа Х, небо скоро рухнет вниз
Если внимательно приглядеться к фильмам-катастрофам восьмидесятых-девяностых годов, то можно увидеть хотя бы намеки на существование гражданской обороны и признаков ума у государства.
Возьмем «Столкновение с бездной» 1998 года. Загодя узнав о катастрофе, государство подготавливает альтернативный план спасения — создания сети убежищ на миллион человек. Причем 800 тысяч отбирает лотерея, а 200 тысяч — ученые, врачи, учителя — те люди, без которых развитие невозможно. Да, среди избранных есть и актеры, и члены президентской администрации, но они погоды не делают — из числа сотрудников новостного канала отобрана лишь одна ведущая… Зато в число избранных ученых попадает и школьник, увлекающийся астрономией и первым заметившим комет.
Нам не показывают в фильме, как обустроено убежище изнутри, но условия там, судя по всему — спартанские, дабы большее число людей спаслось.

А теперь рассмотрим современный блокбастер «2012». Какая там, к чертям, забота о простых гражданах? Все билетики на новоявленные Ноевы ковчеги раскупают миллиардеры, а ученый на одном них — белая ворона. А какие роскошные апартаменты внутри! Ведь если бы чуть их ужать, то можно спасти намного больше людей, но…
Кто такие «простые граждане», все эти ученые, учителя, врачи, чтобы представители платинового миллиона терпели неудобства? Их участь — сдохнуть! Ичто будет немного погодя, никто даже не задумывается.

Не забудьте, что индустрия кино задает умонастроение общества, что оно заложит сознание граждан? Кино пятнадцатилетней давности — что государство даст шанс на спасение всем, а хочешь, чтобы их было больше — становись ученым, первоклассным врачом, двигайся по социальным лифтам вверх, на месте не стой. Все честно. А вот современное кино глаголет об ином. Большие деньги — мерило всего! Неважен способ, которым они получены, важна сумма. Причем сумма настолько велика, то честным способом ее никогда не заработать, да и государство нужно лишь для того, чтоб, избави Господи, средь числа избранных не затесались случайно представители «презренного люда» -простых граждан страны. Вы хотите спасения?

Хотите, чтобы мы, сверхбогачи, поступились ради вас? Так не пойдет! Наш принцип прост: Quod licet Jovi, nоn licet bovi! Что положено Юпитеру, не положено вам, простым смертным!
Есть еще простаки, которые верят, что на «прекрасном Западе», в отличие от «лапотной России», государство заботиться о гражданах. Ну-ну, продолжайте предаваться грезам! А лучше всего — посмотрите новый американский фильм-катастрофу, посмотрите его внимательно. Поглядите на то, что эти фильмы сулят своим гражданам даже в недалеком будущем. Sapienti sat!