https://www.funkybird.ru/policymaker

Кремль – регионам: у вас проблемы? Разбирайтесь с ними сами

Прошедший накануне в Москве «путинский» Госсовет на фоне предыдущих четырех «медведевских» оказался для региональных глав настоящей «паровой баней»: наблюдатели не припомнят, чтобы когда-либо раньше губернаторы покидали Кремль в большинстве своем такими сосредоточенными.

Отличие стилистики работы с главами субъектов Федерации у Путина и у Медведева пояснять лишний раз не надо, но дело даже не в ней. Просто так совпало, что старт медведевского детища, пресловутой «децентрализации власти», мало того что придется на правление Владимира Владимировича, так еще и сама та заветная самостоятельность, которую регионы жаждали, будет сопряжена с серьезнейшей ответственностью. За успех претворения в жизнь предвыборной программы Путина каждый региональный глава будет отвечать своим креслом. Видимо, отчаявшись повысить эффективность работы губернаторов нематериальным стимулированием – призывами и воззваниями, президент решил очень конкретно и доходчиво нацелиться на их трудовые книжки. «Если кто-то не чувствует в себе сил, возможностей либо не согласен с предложенной программой, тогда не нужно делать вид, что мы работаем, а если согласны, все остаются на местах и должны показывать результат», – разъяснил региональным лидерам возможные варианты Владимир Путин.

И не поможет проштрафившимся губернаторам даже действующий ныне новый порядок избрания через прямые выборы – так сказать, дополнительный штрих к уже имеющейся фильтровой системе. С другой стороны, Путин, судя по всему, не разводит по разным плоскостям успешную реализацию на региональном уровне его предвыборных императивов и оценку работы того или иного главы субъекта самими жителями. При этом, по мнению главы государства, в настоящее время имеет место общая неадекватная оценка эффективности работы губернаторов. «Нередки случаи, когда по большинству критериев регион можно помещать на доску почета, а оценка граждан при этом остается крайне низкой. А в конечном итоге оценка граждан – это и есть самый правильный критерий оценки», – отметил президент. В свете его недавних визитов в Крымск звучит убедительно, но как жаль, что присутствующие на заседании телекамеры не выхватили в тот момент лицо губернатора Ткачева…

«Децентрализация» случится не вдруг, а поэтапно. Ее действенность испытают на себе «пилотные» регионы, уже предложенные на суд президента столичным мэром Сергеем Собяниным и пермским губернатором Виктором Басаргиным. «Если все будет нормально, тогда может быть принято решение о передаче соответствующих полномочий во все территории. Если по каким-то причинам мы увидим трудности, тогда мы вернем все на базу, для того чтобы не разбалансировать ситуацию с исполнением федеральных функций в нашей стране», – разъяснил суть работы на первых порах премьер Дмитрий Медведев.

Понятно, что такое серьезное мероприятие, как делегирование ряда федеральных полномочий на региональный уровень, не обещает стать безоблачным. Говорить о грядущих трудностях не так приятно и не так интересно, но в условиях, когда шила в мешке не утаишь, утаивать их просто глупо. Собственно, предвидеть грядущие проблемы, с которыми столкнутся прежде всего пилотные регионы, способен и ребенок: трансфер полномочий явно обгонит денежный. Региональным лидерам тут же было предложено особо не уповать на федеральный центр, а стараться изыскивать средства на местном уровне. Хотя и Москва постарается. Главное – найти 1 трлн руб. на успешную организацию перераспределения полномочий. Вопрос этот «с повестки дня не снят», заверил Дмитрий Медведев собравшихся. Речь не премьера, но настоящего юриста!

В беседе с обозревателем KM.RU председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер «Движения развития» Юрий Крупнов усомнился в успехе программы «децентрализации» в имеющихся условиях:

– Прежде всего это напоминает не передачу полномочий от центра регионам, а просто сброс им обязанностей и ответственности. Безусловно, есть такие полномочия, которых регионы ждут давно и которые действительно разумнее передавать на региональный уровень. Но, по большому счету, в данном случае приходится говорить скорее об обязанностях, а не о полномочиях, потому что передаваемые регионам функции плохо подкреплены как с точки зрения финансов, так и с точки зрения кадров и технологий.

Хрестоматийный пример, из которого власть так до сих пор и не извлекла уроков: передача лесной охраны регионам и возложение ответственности за лесные пожары на них же, что было прописано в Лесном кодексе 2006 года. Все мы видели последствия этого летом 2010 года, но видим и сейчас – в Сибири и на Дальнем Востоке. Т. е. фактически в результате передачи полномочий по лесоохране была разрушена единая некогда отлаженная система; в итоге леса горят, а реальных кадровых, системных и финансовых возможностей обеспечения должного уровня ликвидации последствий нет.

Вообще тема «децентрализации» уже тухлая. Напомню, что еще в конце прошлого года при президенте Медведеве был также проведен Госсовет, посвященный теме децентрализации. По сути, мы наблюдаем попытки перенести проблемы и ответственность за их решение с больной головы на здоровую. Федеральный центр не решает и не будет решать перезревшие системные проблемы, а лишь сбросит их на регионы.

Приведу еще пример. Было очень интересно слушать слова президента о том, что нам надо решать жилищную проблему, что нужно под это дело выделять федеральные государственные земли, что мы, оказывается, впервые чуть ли не за сто лет имеем возможность решить жилищную проблему в стране и т. д. Но сама по себе жилищная проблема в регионах связана с тем, что федеральная власть не организует новую революционную градостроительную отрасль, не создает правил игры, по которым простым гражданам вообще возможно было бы приобрести жилье. Отсюда и, по сути, полное отсутствие успехов в решении проблемы. Непонятно вообще, откуда эти успехи ждет руководство страны…

Даже Игорь Шувалов недели две тому назад признался, что у нас «ничего не идет» с жильем, полный провал в этой области. И в этом плане вопрос жилья – это не вопрос ответственности в регионах, а вопрос наличия жесткой команды под прямым президентским и премьерским контролем, которая организует градостроительную революцию в стране, сделает жилье энергопассивным, сделает ставку на малоэтажное жилье, на новые технологии и их массированное развертывание по всему фронту и во всех регионах.

Федеральный центр не делает того, что может сделать только он в силу наличия финансовых возможностей, возможности концентрации ресурсов и кадров и т. д. Все сводится к передаче полномочий в регионы, но возникает закономерный вопрос: если один федеральный центр со всеми своими возможностями не в состоянии организовать нормальную жилищную политику, то почему он ждет, что 83 субъекта Российской Федерации успешно организуют эту политику? У нас, как всегда, все сведется к общим словам. Все равно как если бы был издан президентский указ о том, чтобы с завтрашнего дня все чиновники прыгали на три метра в высоту без шеста. Так прыгать все равно никто не будет, а значит, никого и не будут наказывать.

– Вопрос об ответственности губернаторов, кстати, был поставлен очень конкретно, как и вопрос усовершенствования оценки эффективности их работы. Это усовершенствование действительно требуется?

– Требуется всего лишь организация государственной политики, а ее нет. Что тут оценивать? Вот ситуация в Крымске показала полную неготовность губернатора Ткачева событиям к такого рода, его неспособность даже наладить систему оповещения в регионе. Тут не надо никаких экспертных комиссий. Уже две недели, как все это разбирается, – и что? Губернатор по-прежнему на своем рабочем месте, все ищет виновных и грозит им наказанием… Эта репрессивность – пустой звук, особенно в условиях зарождающегося финансового кризиса. В условиях, когда федеральный центр будет с каждым днем испытывать все больше затруднений с финансами, Кремлю придется просто закрывать глаза на какие-то недоработки, чтобы удержать контроль над регионами. А все грозные речи – попросту такая большая игра, которая ни к чему толковому не приведет.