https://www.funkybird.ru/policymaker

Корабли в Сирии: исправить ошибки командования

Главной новостью прошедшей недели стало известие о том, что сводный отряд кораблей российских ВМС идёт к Сирии. Большие десантные корабли «Николай Фильченков» и «Цезарь Куников», а также ещё несколько кораблей вошли в Средиземное море.

Ура-патриоты в нетерпении потирают руки: вот, сейчас наши, наконец, покажут себя. Весь мир увидит, как мы могучи и решительны! Комментаторы наперебой обсуждают цели похода, варианты того, что могут нести эти корабли. То и дело в этих дискуссиях мелькает название сирийского города Тартус, где у России много лет находится пункт базирования. Всё это здорово! Но только проблема в том, что реально идти этой группе кораблей особо некуда. Конечный пункт похода — Средиземное море, а пункт базирования в Сирийском Тартусе сегодня существует фактически только на бумаге.

После безвременья 90-х, когда само существование пункта базирования в Тартусе стояло под вопросом, и Тартус вполне мог разделить судьбу вьетнамской Камрани и кубинского Лурдеса, в начале 2000-х усилиями флота пункт базирования был полностью восстановлен, укомплектован личным составом и стал готов принимать российские боевые корабли. Здесь сосредоточены необходимые запасы, постоянную службу стали нести плавучая ремонтная мастерская и корабль обеспечения. Одно время даже всерьёз рассматривался вопрос вывода части Черноморского флота из Севастополя в Тартус на постоянное базирование, если бы «оранжевое» правительство Украины не продлило договор по Севастополю. Конечно, целиком флот Тартус бы принять не смог, но отряд кораблей здесь вполне мог базироваться. Планов было много. Но началась военная реформа Сердюкова-Макарова, в результате которой пункт базирования в Тартусе фактически прекратил своё существование. Было проведено тотальное сокращение личного состава, и на сегодняшний день здесь по штату числятся всего лишь два офицера да несколько гражданских служащих. Никаких материальных ресурсов для обеспечения базирования кораблей больше нет, как нет и плавмастерской, способной осуществлять межпоходовый ремонт. Только несколько пустующих зданий и плавучий причал — вот и весь «пункт базирования», поэтому рассчитывать средиземноморскому отряду кораблей на ремонт, отдых и пополнение запасов здесь нельзя. Разве что есть надежда на гостеприимность сирийцев, которые, конечно, будут рады принять у себя российских моряков как гарантов того, что суверенитет Сирии не будет нарушен «освободителями» под натовскими флагами.

Но, скорее всего, кораблям придётся просто болтаться в море до полного израсходования топлива, еды и воды, после чего задачи похода будут считаться выполненными, и корабли вернутся на свои базы, безотносительно к обстановке в Сирии и вокруг неё.

Нынешний кризис в Сирии со всей очевидностью продемонстрировал преступную глупость нынешнего высшего военного руководства России, которое своей обвальной военной реформой просто растоптало интересы России, оставив в самый ответственный и напряжённый момент Россию без ключевого силового элемента в жизненно важном для неё регионе. А ведь специалисты ещё пять лет назад предлагали расширить наше военное присутствие в Тартусе. Развернуть пункт базирования в полноценную базу, построить здесь полноценную инфраструктуру, которая позволила бы России иметь мощный форпост не только в дружественной нам Сирии, но и вообще на Средиземном море, разместить здесь гарнизон, в который бы входили не только тыловые службы, но и подразделения морской пехоты, административный аппарат. Вместо этого господа Сердюков и Макаров просто сократили наше военное присутствие здесь до абсолютного мизера, в результате чего пункт базирования полностью утратил какую-либо автономность и самостоятельность. Инфраструктура пункта базирования сегодня «встроена» в существующую здесь военно-морскую базу сирийских ВМС, и отделена от неё лишь обычным бетонным забором. Захвати мятежники базу или окажись она парализована, автоматически прекратит своё существование и пункт базирования российского флота. Возможно, одной из целей идущих к Сирии кораблей станет защита российского пункта базирования силами морской пехоты. Но, надо признать, это решение запоздало минимум на год и эффективно выполнено быть не может в силу сказанного выше.

Господин Сердюков любит говорить, что у его ведомства нет денег на содержание столь затратных объектов, и вечно жалуется на отсутствие средств. Но на строительство в Тартусе полноценной военно-морской базы вполне хватило бы трёх миллиардов рублей, которые прошлой осенью были бесследно «распилены» господами из полюбившейся министру обороны Сердюкову фирмы «Военторг» на стирке солдатского белья. А денег, «распиленных» на помывке солдат этой же конторой, вполне хватило бы ещё и на ремонт кораблей, а уж денег, «распиленных» друзьями нынешнего министра на продовольствии и кормёжке, вообще хватило бы на строительство нового авианосца…

Но денежный кран «аутсорсинга» священен для министра и для карманов его ближайшего окружения, а потому куцый отряд российских кораблей движется в Средиземное море к берегам Сирии своим присутствием исправлять ошибки и глупость командования…