https://www.funkybird.ru/policymaker

Соседи России не захотят «большой идеи» Путина

Владимир Путин позиционирует это как экономический союз, который мог бы конкурировать с Китаем и Соединенными Штатами, простираясь от польской границы до Тихоокеанских берегов и воссоединяющий, по крайней мере, часть Советского Союза. Евразийский союз, по словам Путина, мог бы компенсировать потери, которые образовались когда советская империя рухнула 20 лет назад и стать безопасной группой стран-единомышленников, связывая их вместе перед лицом опасностей со стороны Запада или Китая.

Но подписанный лишь Россией, Казахстаном и Белоруссией этот проект был отклонен критиками как еще одна «большая идея» в преддверье мартовских президентских выборов, которые Путин изо всех сил будет стараться выиграть в первом раунде на фоне крупнейших протестов с момента его прихода к власти.

«Даже если Путин и подчеркивает, что это не Советский Союз, тем не менее, идея великого правительства все же вызывает определенные страхи среди большой части электората», говорит Дмитрий Орешкин, независимый политолог.

«(Евразийский союз), является очень хорошей предвыборной сказкой, которая никогда не будет реализована».

Путин ищет пути для воссоединения бывших советских республик, став премьер-министром в 1999 году и будучи избранным президентом на следующий год, спекулируя на ностальгии по «старым добрым временам», стабильным ценам и предсказуемой власти.

В 2005 году, он назвал падение Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой 20-го века» и не стесняется выражать свое стремление к восстановлению имперского доминирования России в ее «ближнем зарубежье».

Двенадцать лет назад, он продвинул идею союза с соседней Белоруссии, которую Россия часто называет младшим братом — лишь одна из нескольких попыток русских лидеров соединить вместе страны, которые когда-то имели общую командную экономику.

«Совершенно ясно, что интересы России, ее прошлое и прошлое всех тех, других стран региона требует, чтобы союз объединил свои сильные стороны», сказал Константин Затулин.

«Не так давно мы были одной экономикой и с тех пор произошли огромные потери в различных отраслях, мы потеряли много технологических ноу-хау … Было бы странно, если бы страны не хотели помнить то, что соединяло нас».

Распад Советского Союза нарушил течение жизни и подорвал экономики. Родственники и друзья оказались разделены новыми границами. Фабрики стали отделены от потребителей, судостроители были изолированы от поставщиков иностранными чиновниками.

Наследие строительства

Идея Евразийского союза не нова.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев придумал идею более чем 10 лет назад, и ее нынешним воплощением является расширение Таможенного союза, возглавляемого Путиным, (союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном), Украина, третья по величине экономика бывшего Советского Союза, отказалась присоединения к нему.

Путин говорит, что союз будет строится по образцу Европейского союза, обещая свободное перемещение рабочей силы, свободную торговлю, что будет способствовать развитию отечественной промышленности. Союз предусматривает возможное принятие единой валюты, ее штаб-квартира будет находится в Москве, в основном за счет средств Российской казны.

Кыргызстан готов присоединиться, Таджикистан, как сообщается, рассматривает меры, гарантируя прикрытие восточного фланга России, однако это мало чего даст стране в экономическом смысле.

«На самом деле, эта идея не нова и есть мало оснований полагать, что эти усилия будут более эффективными, чем предыдущие попытки консолидации СНГ», говорится в докладе « Economist Intelligence Unit»

«Однако важно то, что г-н Путин сделал укрепление связей с СНГ приоритетным направлением политики, даже если он отрицает, что он пытается восстановить старый Советский Союз».

Путин дал новый импульс идее – только экономика России с ее внушительным объемом ($ 1480 млрд.) может создать экономический союз. Казахстан имеет ВВП на $ 149 млрд, Беларусь — $ 17 млрд., — по данным Всемирного банка. Кыргызстан и Таджикистан еще меньше.

Однако без Украины, которая хеджировала свои приоритеты, потому что хочет сохранить возможность членства в ЕС, союз теряет большую часть европейской части планируемого альянса.

«Беларусь необходимо альянсу, потому что это страна находится на западном фланге. Если мы хотим быть частью Европы мы должны найти способ сотрудничества с Беларусью и Украиной», сказал Затулин, который до этой недели был первым заместителем председателя комитета СНГ в нижней палате парламента России.

«И не стоит забывать, что Беларусь и Украина являются родственники, нашими ближайшими родственниками в полном смысле этого слова».

Наследие

Начиная с октябрьской газетной публикации Путина, где он сделал идею союза основой своей предвыборной платформы, он продвигал идею на съезде правящей партии «Единая Россия» в сентябре этого года.

Некоторые эксперты утверждают, что это стало одной из его «больших идей» — тех, которые могут способствовать «отводу глаз» в контексте внутренних проблем, таких как массовые протесты и призывы к отставке премьер-министра в течение парламентских выборов.

Его рейтинг популярности существенно понизился и растут сомнения по поводу его способности обеспечить более 50 процентов голосов в свою пользу, необходимых для победы на президентских выборах в первом туре.

Казахский лидер Назарбаев также сталкивается с проблемами. Беспорядки в связи с увольнениями в нефтяных кампаниях подняли вопрос о его жесткой авторитарной системе в преддверии январских парламентских выборов.

«Это инстинктивная попытка спасти общую историю Советского Союза, и, возможно, «захватить» будущее в какой-либо организации с неясными перспективами на будущее», говорит Лилит Геворкян аналитик IHS Global Insight в Лондоне, относительно планов г-на Путина.

«И Путин, и Назарбаев видят себя как исторические личности, которые уже обеспечили себе место в истории своей страны, но по-прежнему считают, что они великие умы, которые могут действовать в более широком масштабе».

«Их сила заключается в слабости этой инициативы. Это ведет к укреплению их собственного наследия, а не к общему экономическому и политическому будущему своей страны», сказала она.

Путину сейчас 59 лет, он хочет войти в историю как решительный, активный лидер все более мощной страны.

На беседе в формате вопрос-ответ с общественностью на прошлой неделе говорили об идее, что Россия должна стать «мостом» между Востоком и Западом.

«Россия — не мост. Это независимая, самодостаточная сила в мире, а не только какая-то связь», сказал Путин.

«Но у этого, конечно, есть элементы евразийского характера. Они являются дополнительными факторами нашей конкурентоспособности и мы обязаны их использовать. Именно поэтому мы поставили вопрос о создании Евразийского союза».

«В тисках»

Россия уже давно имеет опасения по поводу того, что она может оказаться в «тисках» Запада (на западе) и Китая (на востоке). На Китай в настоящее время приходится 18,2 процента экспорта Казахстана, для сравнению Россия занимает лишь 8,5 процента.

Программа Европейского союза «Восточное партнерство» в значительной степени замедлилась поскольку разыгрался долговой кризис зоны евро. Это способствовало склонению на сторону Европейского союза Беларуси.

Россия получила контроль над трубопроводами Беларуси, но была вынуждена снизить цену на газ, когда у Беларуси возникли финансовые трудности. Москве, возможно придется некоторое время поддерживать Минск.

«Символически, у идеи есть большая поддержка, но в действительности, (русские) не верят в это, они не готовы к серьезным расходам», сказал Алексей Левинсон из Левада-центр (Москва).

«Продажа газа по сниженной цене в Украину и Беларусь – это не очень большая поддержка. При всех разговорах о нашем славянском братстве, деньги есть деньги».

Для Казахстана это может быть в большей степени обусловлено опасениями относительно непредсказуемого Китая.

«Я думаю, что еще одной причиной для правительства выбрать интеграцию состоит в том, что в глобальном мире, с растущими экономическими системами такими как Соединенные Штаты и Китай, Китай является очень сильным соседом, и мы никогда не можем сказать, что он замышляет», говорит Андрей Ершов (вице-президент по коммерции и внешнеэкономическим связям на заводе сборке локомотивов рядом со столицей Казахстана Астаной).

«В один прекрасный день они смогут утверждать, что в этом случае Казахстан более защищен в этом союзе».

НЕТ деталей, НЕТ поддержки

Ершов, чей локомотивостроительный завод находится на переднем крае усилий Назарбаева, чтобы избавить казахстанскую экономику от зависимости от природных ресурсов, заявил, что не может сказать точно, будет ли новое объединение способствовать его бизнесу, который зависит от импорта из-за пределов региона.

Он просто не знает, что это повлечет за собой.

«Как бизнесмен я не получил никакой информации от властей, согласно которой я могу понять, что изменится и какие будут выгоды», сказал он по телефону.

«Эти инициативы обсуждаются уже долгое время в правительстве, но, насколько мне известно, это не обсуждалось с предпринимателями».

Это — особенность Путина, который, согласно некоторым российским СМИ, не консультировался с его коллегами в СНГ о его планах предложить идею Евразийского Союза.

Это — как будто он и Назарбаев думают, что они могут привлечь другие страны просто своими персоналиями, сказал Геворкян.

«Эти лидеры уже оставили свой след в истории, но вместо выхода из политики они придумали эту новую идею», сказала она.

«Если их собственные избиратели уже устали, возникает вопрос: почему зарубежные страны должны присоединяться. Как Вы можете вдохновить их?»