https://www.funkybird.ru/policymaker

Конец вьетнамского чуда

Чтобы сохранить конкурентоспособность, Вьетнам должен предпринять некую фундаментальную реформу своей экономики. Но более вероятно, что лидеры Вьетнама воспользуются глобальным финансовым кризисом как поводом для продолжения прежнего курса.

Нгуен Ван Нгуен, гражданин страны, которая когда-то была одним из самых перспективных развивающихся рынков Азии, настроен пессимистично. Начиная с 2008 года его бизнес в экономической столице южного Вьетнама пережил две неожиданные вспышки инфляции, составившей в августе 2011 года 23 процента — тогда этот был самый высокий уровень в Азии. Теперь, чтобы застраховаться от ценовых колебаний, он принимает только небольшие зарубежные заказы для своей некогда процветавшей фабрики бамбуковых панелей Binh Minh в Хошимине. По его словам, вследствие ослабления глобального спроса, клиенты из Австралии, Европы и Соединенных Штатов сократили объем заказов. Производственные издержки по всей отрасли выросли примерно на 30 процентов, в то время как клиенты готовы платить только на 10 процентов больше, говорит Данг Куок Хунг (Dang Quoc Hung), вице-президент Ассоциации ремесленной и деревообрабатывающей промышленности в Хошимине. В пиковый летний сезон Нгуен принимает на работу меньше сотрудников и сокращает их зарплаты с 200 до 120 долларов. «Работать мы можем только медленно, а ситуация сейчас трудная», — сетовал он в конце июня.

Коммунистической партии Вьетнама хотелось бы, чтобы инвесторы воспринимали случаи, подобные Нгуену и его фирме, как разовые локальные последствия глобального экономического спада, а не системное ослабление. В первые два десятилетия после начала экономической реформы, инициированной Коммунистической партией, средние темпы роста ВВП составляли целых 7,1 процента. Всего четыре года назад Вьетнам казался очередной азиатской историей успеха. Перед вступлением во Всемирную торговую организацию лидеры страны пообещали добиться еще лучших результатов, ускорив масштабную реструктуризацию и приватизацию нерентабельных государственных предприятий — этот процесс они называют эвфемизмом «акционирование». В 2007 году Международный валютный фонд предсказывал, что удешевление импорта в результате вступления в ВТО может сдержать инфляцию и что структурная реформа может создать более равноправные условия для местных и иностранных компаний. Но в ходе недавнего визита Хиллари Клинтон в столицу страны Ханой премьер-министр Нгуен Тан Зунг был вынужден занять оборонительную позицию, пообещав благоприятные условия для иностранных инвесторов, ведь его задача — сохранить «вьетнамское чудо».

Рост стоимости рабочей силы в Китае в последние десять лет означал, что его дни в качестве мировой фабрики сочтены. Стабильный Вьетнам с его молодой, дешевой рабочей силой и работоспособной инфраструктурой казался логичным следующим шагом. С середины 2000-х в страну хлынули иностранные инвестиции, а в 2006-2008 году их чистый приток увечился более чем втрое, до 9,6 млрд. долларов. Согласно Goldman Sachs, Вьетнам был «молодым азиатским тигром». «Иностранных инвесторов не интересовали качество государственного управления и политический курс. Их привлекала дешевая рабочая сила», — говорит Эдмунд Малески (Edmund Malesky), политэкономист из Университета Калифорнии в Сан-Диего, специалист по Вьетнаму.

Оказалось, что игнорировать политику себе дороже. Мало кто из бизнесменов мог представить себе, каким Вьетнам будет в 2012 году: страной, страдающей от слабости валюты, инфляции, бюрократических проволочек и кумовства, из-за которых впустую потрачены миллиарды долларов; страной, где правительство принимает непостижимые решения о строительстве портов или дорог, не имеющих особой экономической ценности.

Проблемы начались, когда Вьетнам взялся за программу расширения объема потребительского кредитования на 100 млрд. долларов с 2007 по 2010 гг., темпы которой ускорились благодаря экономическому кризису 2008 г. Вместо того чтобы направить кредиты частным компаниям, правительство перечисляло средства государственным предприятиям с политическими связями, которые лихорадочно вкладывали их в сферы, находящиеся вне их компетенции, создавая повышенный спрос на ресурсы, который подпитывал инфляцию. Насыщенные наличностью, они могли вытеснять менее крупных и более эффективных конкурентов. Получив в 2007 г. дополнительный миллиард долларов от международных инвесторов, крупное государственное судостроительное предприятие Vinashin, бывшее работодателем примерно 60 000 человек и контролировавшее 28 судоверфей, провело диверсификацию, создав почти 300 подразделений, в том числе завод по производству мотоциклов и сеть отелей. Чиновники надеялись, что оно станет мотором роста подобно южнокорейским полугосударственным конгломератам.

Но в 2010 г. выяснилось, что Vinashin фабриковал свои финансовые отчеты и чуть не рухнул под грузом долгов местным и международным кредиторам на 4,4 млрд. долларов, что эквивалентно почти 5 процентам ВВП. В конечном итоге он объявил дефолт по кредиту в 400 млн. долл., взятому при помощи Credit Suisse. Премьер-министр Нгуен Тан Зунг, лично поддерживавший Vinashin как центральный проект для управляемой государством экономики, был вынужден извиняться перед Национальным собранием, на заседании которого он подверг себя суровой самокритике. Соперники Зунга, стремясь защитить свои корпоративные вотчины и политические должности, нашли козла отпущения: в марте были осуждены восемь менеджеров компании. Но вместо того чтобы ускорить давно обещанный и мучительно медленный процесс приватизации, инициированный в 1990-е, власти предпочли сокрыть масштабы происшествия.

Правительство занялось ликвидацией последствий, отказавшись поддержать заем Credit Suisse на 400 млн. долл. в то время как конгломерат не шел на контакты с европейскими кредиторами. Реагируя на кризис, агентство Moody’s снизило суверенный кредитный рейтинг Вьетнама на одно деление с B1 до Ba3, что означает «высокий кредитный риск» ниже инвестиционного уровня.

Не за горами был крах и других компаний, но, благодаря тайным схемам «отката», они могли годами скрывать свои финансовые проблемы, о чем говорит ряд редакторов государственных газет, проинтервьюированных в 2011 году. В мае 2012 г., в ходе продолжающегося правительственного расследования, выяснилось, что государственная судоходная компания Vinalines объявила дефолт по пяти кредитам общей стоимостью 1,1 млрд. долл. и накопила долг в 2,1 млрд. долл., что более чем в четыре раза превышало ее собственный капитал. Начиная с февраля четыре менеджера были арестованы за растрату государственных ресурсов; тем временем, власти разыскивают скрывающегося бывшего президента компании.

Иностранные инвесторы, столкнувшись с подорожанием рабочей силы и материалов, начали тревожиться, что Вьетнам потеряет свое конкурентное преимущество. За последние два года представители четырех иностранных инвестиционных компаний сетовали в интервью на то, что государственные компании злоупотребляют своей позицией стражей индустрии, имеющих связи с правительством. «Это как заноза в одном месте, — говорит американский юрист, работающий в Хошимине. — Никто не хочет иметь с ними дела».

Хотя вьетнамские чиновники убеждают инвесторов, что худшее позади, результаты правительственного аудита, опубликованные в начале июля, выявили наличие недопустимо высокого долгового бремени у, как минимум, еще тридцати крупных государственных компаний. Более глубокая проблема состоит в том, что во Вьетнаме, в отличие от Китая, коммунистическая элита ревниво оберегает ресурсы от частных и особенно иностранных бизнесменов. В Китае партия, в общем и целом, занимается поддержанием конкурентоспособности рынков. Для этого налаживаются связи с частными предпринимателями, повышается качество управления, в 1998-2005 гг. было приватизировано около 90 000 фирм общей стоимостью более 1,4 трлн. долларов, а недавно из партии изгнали гангстеров-неомаоистов вроде секретаря чунцинского горкома Бо Силая. Вьетнамские лидеры еще не додумались, как навести порядок в экономике, не отказываясь от политического контроля в той или иной форме, — идти на это им совсем не хочется.

Вместо того чтобы расчищать паутину взаимоотношений между государственными компаниями и их политическими покровителями, политики начали кампанию против нового поколения нуворишей-предпринимателей (и по совместительству депутатов). В конце мая Национальная ассамблея 96 процентами голосов проголосовала за лишение мандата предпринимательницы Данг Тхи Хоанг Йен (Dang Thi Hoang Yen), одной из немногих депутатов-некоммунистов, по сфабрикованному обвинению в том, что она указала ложные данные в своей автобиографии.

Настоящее преступление Йен заключалось в следующем: она неоднократно призывала справедливо относиться к частному бизнесу, на долю которого приходится почти половина экономики. «Навести порядок в своих рядах система не в состоянии», — говорит Дэвид Браун (David Brown), американский дипломат, работавший в Ханое.

Ужесточение государством кредитной политики способствовало снижению инфляции с 23 процентов в августе прошлого года до 6,9 процентов в июне этого. Владельцы небольших предприятий вроде Нгуена сетуют на то, что теперь поток дешевых кредитов повышает вероятность банковского кризиса. После двух крахов государственных предприятий правительство начало признавать, что проблемы финансовой системы имеют глубинный характер. Глава центрального банка страны Нгуен Ван Бинь заявил в начале июня, что около 10 процентов кредитов, выданных вьетнамскими банками, — невозвратные. Вместо того чтобы реформировать экономику, правительство предлагает действовать по старому: один из планов состоит в создании национального ведомства по управлению активами с бюджетом 4,8 млрд. долл., которое бы занялось урегулированием долгов. Но это означало бы учреждение еще одной бюрократии, окутанной паутиной взаимоотношений между партийными элитами, банками и компаниями.

Инвесторы уже жалуются на чрезмерные бюрократические проволочки, а многие из них задумываются о переезде в Индонезию, Бангладеш и Мьянму, говорит Денни Кауджер (Denny Cowger), корпоративный юрист американской юридической конторы Duane Morris, имеющей отделения в Ханое и Хошимине. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2011 и 2012 гг. Вьетнам опустился на шесть позиций до номера 65, что связано с обременительными нормами, инфляцией, дефицитом бюджета и перегруженной инфраструктурой (однако страну похвалили за довольно эффективный рынок труда и «инновационный потенциал»).

Между тем, государственный сектор продолжает поглощать до 40 процентов ВВП. «Сухой итог: чтобы сохранить конкурентоспособность, Вьетнам должен предпринять некую фундаментальную реформу своей экономики, — говорит Карл Тэйер (Carl Thayer), почетный профессор Университета Нового Южного Уэльса. — Но более вероятно, что лидеры Вьетнама воспользуются глобальным финансовым кризисом как поводом для продолжения прежнего курса».