https://www.funkybird.ru/policymaker

Минобороны поставило ВВС на край гибели

Отмечаемый в этом году столетний юбилей ВВС может оказаться очень печальным праздником.

Вчера закончился авиасалон в британском Фарнборо – самое престижное авиашоу в мире. Увы, для России его итоги были неутешительны. Во-первых, на него так и не попали пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи». Во-вторых, несколько потенциальных покупателей SSJ-100 отложили свои планы в долгий ящик. В-третьих, мировой пирог авиазаказов разделили между собой корпорации Boeing и AirBus, а для нас это оказалось «в чужом пиру похмельем».

«Отличились» чиновники Минобороны, не успевшие оформить документы для вылета военных самолетов за рубеж. Но это оказалась только верхушка айсберга. Тело же его состоит в том, что скоро этих прославленных групп, как выяснил «Московский комсомолец», может не стать вовсе. Текущий год 100-летия российских ВВС, для празднования которого из бюджета выделен 1 миллиард рублей, может стать для «Витязей» и «Стрижей» последним.

Почему? Да потому, что аэродром их базирования в подмосковной Кубинке продан под коммерческое использование, а сами группы переводятся в Липецк. Проблема лишь в том, что летчики туда переезжать не планируют. Вокруг этого ходило множество слухов, но Минобороны долго пытались не выносить сор из ведомственной «избы» на Арбатской площади. Сам министр Анатолий Сердюков не единожды уверял, что не допустит расформирования знаменитых пилотажных групп. Главкомы ВВС исправно вторили ему – расформированию групп не бывать.

О том, что основную часть аэродрома в Кубинке Минобороны продало миллиардеру Сулейману Керимову, который вознамерился сделать из него площадку для бизнес-авиации, стало известно еще в прошлом году. В прессе поднялся шум, и тогдашний главком ВВС генерал-полковник Зелин заявил одному из изданий: «Кто вам сказал, что «Русские витязи» и «Стрижи» прекращают свою деятельность на аэродроме Кубинка? Правду могу сказать только я. И я ее все время говорю. Во-первых, «Русские витязи» были, есть и будут! В добавление к ним мы будем создавать пилотажную группу еще и на «Як-130». Все руководство Министерства обороны согласно с этой идеей».

Новый главком ВВС генерал-майор Бондарев тоже подтвердил планы насчет группы на «Як-130». Но офицеры Кубинки поделились с газетой другой информацией. По их словам, еще полгода назад пилотажникам предложили: «Выбирайте — либо вы все переучиваетесь на самолет „Як-130“, либо переводитесь по разным полкам. Их у нас в стране для вас пока еще хватит».

Стало быть, «Витязей» и «Стрижей» собрались пересадить с СУ-27, возможно, лучшего истребителя в мире, на другие стальные «птички», где «труба пониже и дым пожиже». Зачем? Почему не создать отдельную пилотажную группу на этих новых учебно-боевых самолетах, кстати, уступающих Су-27 по многим параметрам?

Один из летчиков ответил газете так: «Чтобы подготовить новую группу пилотажников, потребуется лет 5–10. А эти уже готовые. К тому же после того, как недавно Центр показа авиационной техники (ЦПАТ) в Кубинке был подчинен Липецкому авиацентру, отношение к «Витязям» и «Стрижам» кардинально изменилось. Из названия ЦПАТ исчезло не только имя Кожедуба и гвардейский знак (такое произошло по всем ВВС, где теперь лишь базы 1-го и 2-го разрядов) — выхолощено и само понятие «центр показа». Из Липецка пилотажникам теперь усиленно навязывают свои планы. «Стрижи» и «Витязи» удивляются: у нас же имеется своя утвержденная программа пилотажа. А липецкие отвечают: какого еще пилотажа? Пилотажная группа у нас уже имеется — это наши липецкие асы «Соколы России». А вы, ребятки, давайте-ка, как все, займитесь плановой боевой подготовкой».

Минобороны фактически поставило на Кубинке крест. «Половина аэродрома — так называемые 1-я и 2-я зоны рассредоточения — уже продана, — говорит другой летчик. — . Раньше там находились служебные помещения, самолетные ангары. Теперь, по требованию новых владельцев, их освободили, и все самолеты, в том числе те, на которых летают «Стрижи» и «Витязи», уже год стоят не в ангарах, как положено, а в чистом поле, на бетонной стоянке»

Взлетная полоса на Кубинке пока числится в совместном пользовании (!). Бизнесмены использовать Кубинку пока боятся, поскольку их не устраивает военная система посадки. Когда заменят все посадочную аппаратуру, ожидают военные летчики, тогда и начнутся проблемы. Хочешь пользоваться – плати, нет – до свидания. Вслед за этим, очевидно, продадут и вторую часть аэродрома – двое медведей в одной берлоге не уживутся. К тому же, исправных самолетов у групп осталось всего по четыре на каждую, все остальные, числом около тридцати – почти металлолом.

Ответили летчики для себя и на вопрос, почему в Фарнборо должны были лететь не все восемь самолеты, а только две машины, да и те в итоге не полетели. Для всех пожалели топлива и сократили отряд до двух, поскольку два – тоже группа. А не выпустили их потому, что у кого-то из высших военных чинов, вероятно, не вышло с визой и он, будто бы, решил: раз я не лечу, то и никто не полетит. И не подал заявку на лицензию для вылета в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС).

Впрочем, существует еще версия, будто бы кто-то из высших военных чинов невзлюбил «Русских витязей» и решил, таким образом, им насолить. А получился, по сути, плевок на военно-воздушный престиж России. Ведь если страна не появляется на международных авиасалонах, это говорит о том, что ей нечего там показать, равно, как и продать. Тем самым упускается возможность заключить контракты на сотни миллионов, а, может, и миллиарды долларов. Означает это также и то, что казна не получит доходов, которые могла бы получить. Не будут созданы новые рабочие места в оборонке и стимулы для разработки новых технологий. Такая выходит цена «склероза», по определению Дмитрия Рогозина, минобороновских чиновников.

«Фарнборо — это самая престижная выставка в мире, и мы очень хотели в ней участвовать, — говорит командир пилотажной группы «Русские витязи» подполковник Андрей Алексеев, — чтобы показать престиж страны, престиж пилотажной группы, престиж авиапрома, создавшего наш Су-27 — лучший в мире самолет. В итоге никуда не поехали».

Но, может быть, в Британии преуспела российская гражданская авиация? Увы, нет. Авиасалон стал для нее провальным, приводит «Росбалт» слова аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка. «От приобретения второго SSJ-100 отказался его первый заказчик — «Армавиа», а это тревожный сигнал для других покупателей. А твердый контракт на МС-21 малазийский покупатель перевел в опцион, а, следовательно, может отказаться от него и вовсе в дальнейшем», — отметил эксперт. «Армавиа» же отказалась даже от кредита на покупку SSJ-100, предложенного ВЭБом, в пользу самолетов «Боинга» и «Аирбас».

Именно два последних производителя и увезли с авиасалона основные контракты: «Боинг» — на 37 миллиардов, и «Аирбас» — на 13 миллиардов долларов. Результаты российских производителей выглядят совсем уж скромно. Мексиканская авиакомпания InterJet перевела в твердый контракт опцион на пять SSJ-100, хотя сначала планировала купить 15. Но в итоге обещает приобрести 20 SSJ-100 (700 миллионов долларов).

Кроме того, в Фарнборо состоялась мировая премьера Як-130. Западные эксперты оценили его летно-технические качества очень высоко и отметили, что на рынке машин такого класса весьма немного. Правда, и емкость рынка в этом сегменте небольшая – порядка 250 единиц.

Чтобы в дальнейшем не случилось накладок, подобных нынешнему с «Витязями», ФСВТС и Минобороны РФ подготовят рамочное соглашение о работе на международных авиашоу. Как говорится, ну, хоть так… Правда, неприятный осадок от этой истории все равно не исчез, а следующее авиашоу в Фарнборо состоится лишь через два года.

Состоянием дел в российской авиации озаботилась и Общественная палата. В адрес президента России на днях было направлено обращение, в котором выражается серьезная обеспокоенность сложившейся ситуацией, причем как в военной, так и гражданской авиации. «В военной авиации наибольшую тревогу у людей вызывает необоснованная ликвидация Военно-воздушных академий имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, свертывание подготовки летчиков для армейской авиации, разбалансировка и резкое сокращение аэродромной сети и базирование военной авиации по американским стандартам без учета геостратегического положения и оперативных задач Военно-воздушных сил России», — говорится в документе. Подобными действиями, уверены авторы письма, среди которых бывший главком ВВС Петр Дейнекин, летчики-космонавты Игорь Волк и Алексей Леонов, Минобороны «вбивает последний гвоздь в крышку гроба ВВС».

О реакции руководства страны на это обращение пока ничего не известно.