https://www.funkybird.ru/policymaker

Пресса России: в чем смысл кремлевских перестановок?

Материал на передовице первого в 2012 году номера «Коммерсанта» посвящен кадровым перестановкам, произведенным в Кремле накануне новогодних праздников. Издание анализирует то, как они повлияют на изменения политической системы страны, о которых объявил президент Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию.

Как отмечает «Коммерсант», отвечать за политические реформы, как и за президентские выборы, будут уже новые люди: сразу после оглашения послания главой президентской администрации был назначен бывший вице-премьер Сергей Иванов. Его первым заместителем стал глава аппарата правительства Вячеслав Володин, который сменил на этом посту Владислава Суркова. Тот, в свою очередь, перебрался в правительство на пост вице-премьера по инновациям.

«Вопрос о том, в какой степени кадровые распоряжения в отношении Владислава Суркова и Вячеслава Володина являются отставками, а в какой степени – назначениями, неоднозначен», – пишет в этой связи «Коммерсант».

Как считает издание, в случае с Сурковым составляющая «отставки» более очевидна: Владислав Сурков теперь стал формально ответственным за результаты проектов вроде «Сколково», а вот возможности управлять их идеологией уже в исполнительной власти у него меньше.

«Таким образом, господин Сурков потерял пост первого замглавы администрации президента с четкими, пусть и непубличными полномочиями, соответствующими его опыту и карьере, и пока приобрел должность вице-премьера по сомнительным проектам в переходном правительстве до выборов, да еще и должность, предполагающую публичность», – резюмирует «Коммерсант».

А вот в случае с Вячеславом Володиным «наказание возвышением» менее очевидно, считает издание. «Новые полномочия Вячеслава Володина формально шире, чем он имел в Белом доме, но администрация президента является гораздо менее централизованно управляющейся структурой, и как минимум часть новых возможностей господина Володина на деле так же призрачна, как власть главы аппарата правительства в отношении других вице-премьеров», – пишет газета по этому поводу.

«[…]Хотя и господин Сурков, и господин Володин имеют теперь более звучные чины, фактически декабрьские кадровые решения – это решения временные: они дают двум чиновникам на новых постах в самое короткое время последний шанс обеспечить себя после мая 2012 года властью менее эфемерной природы», – считает «Коммерсант».

Газета добавляет, что назначение Вячеслава Володина подтвердило его статус руководителя неофициального избирательного штаба Владимира Путина – теперь основная работа в рамках кампании по выборам Владимира Путина будет координироваться им.

Гендиректор совета по национальной стратегии Валерий Хомяков полагает, что между Сергеем Ивановым и Вячеславом Володиным полномочия будут распределены так же, как в свое время между Владиславом Сурковым и экс-главой администрации президента Сергеем Нарышкиным: «Иванов курирует внешнюю политику, внутренней политикой и кадрами будет заниматься Володин», – приводит газета слова Хомякова.

Приход Иванова и Володина в Кремль эксперт связывает с президентской кампанией, которая, по его словам, «будет непростой».

«Иванов ведь технарь. Вот ему и поручили это выполнять. Сурков тоже был технарь, он создал нынешнюю систему власти, но, как показали минувшие выборы, эта система перестала работать, – считает политолог. – Иванов и Володин будут заниматься в основном давлением на региональные элиты для сбора голосов, чтобы не допустить второго тура».

Лидер объединенного демократического центра Илья Ройтман также отмечает, что новые сотрудники Кремля будут решать технологические, а не идеологические вопросы и в случае неудачи их могут после выборов «поменять».

«Теоретически их задача в президентской кампании – чтобы выборы прошли в один тур. Соответственно, другая задача – выглядеть достойно. Ведь 39% и 49% на выборах – это разные вещи», – поясняет эксперт.

А глава глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает главным итогом декабрьских перестановок то, что накануне выборов Владимир Путин получил полный контроль над кремлевским аппаратом.

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский называет декабрьские рокировки «последней порцией кремлевских мейнстримовских перестановок».

«Это самодемонтаж администрации президента, которая 15 лет задавала политическую повестку дня, – цитирует Павловского «Коммерсант». – Не имеет значение, чьи это назначение – Путина или Медведева. Ясно, что Сурковым Медведев просто рассчитался с общественностью. А Владимир Владимирович с наслаждением этим воспользовался, чтоб завладеть командным пунктом».

Высокий обмен?

Московский областной суд оправдал сына главы Таджикской железной дороги Рустама Хукумова, приговоренного в России к девяти с половиной годам лишения свободы за контрабанду героина. Газета «Московский комсомолец», которая пишет на эту тему, задается вопросом: «Оправдание родственника таджикского чиновника – позиция суда или сделка?»

В хранении и перевозке наркотиков Хукумов был признан виновным 15 сентября 2010 года. Кассационная жалоба, как рассказывает «МК», была оставлена без удовлетворения.

Однако 28 декабря 2011 года президиум Мособлсуда все же удовлетворил надзорную жалобу защиты Хукумова.

«Члены президиума, выслушав стороны, после совещания пришли к единодушному мнению, что приговор в отношении Хукумова был вынесен на основании предложений и догадок и что его вина, таким образом, не была доказана в ходе судебного следствия», – приводит «МК» по этому поводу слова адвоката Хукумова.

При этом газета указывает на взаимосвязь оправдательного приговора Хукумову с делом российский летчиков – Владимира Садовничего и Алексея Руденко. Издание пишет о предположениях, согласно которым большие сроки тюремного заключения российским пилотам были назначены как раз в отместку за приговор Хукумову.

Впрочем, адвокат Хукумова эту взаимосвязь полностью отрицает. «Думаю, что такая связь является надуманной. С 2010 года я подавал жалобы на приговор Хукумову в различные инстанции, пока наконец мы не дошли до Верховного суда РФ, – приводит газета слова адвоката. – Там признали мою надзорную жалобу обоснованной и возбудили надзорное производство, передав жалобу для рассмотрения по существу в президиум Мособлсуда. Вся эта работа велась защитой задолго до начала дела летчиков».

Между тем, по данным «МК», семья Аманулло Хукумова находится в близком родстве с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном: старшая дочь президента Фируза замужем за другим сыном начальника Таджикской железной дороги.

«И если это не сделка, как утверждает адвокат, то возникает вопрос: что же заставило судей именно теперь так радикально поменять свое мнение?», – задается вопросом издание.

Нереальные подписи

«Коммерсант» рассказывает об успехах кандидатов в президенты в деле сбора подписей в свою поддержку. Как напоминает издание, им нужно набрать по 2 миллиона подписей и все они должны быть сданы в Центризбирком уже к 18 января.

Газета пишет, что, согласно сообщению штаба Михаила Прохорова, в его поддержку уже собрано более 1 миллиона подписей. «Мы сейчас не сомневаемся, что соберем 2 млн, видя динамику, – приводит «Коммерсант» слова представителя Михаила Прохорова Юлианы Слащевой. – В некоторых регионах сбор идет чуть хуже из-за отсутствия рекламной кампании общественных приемных. В этих регионах мы усилимся с завтрашнего дня».

О сборе 1,1 млн подписей в поддержку Григория Явлинского вчера сообщила и пресс-служба «Яблока». Со ссылкой на информацию, полученную от представителей партии, «Коммерсант» пишет, что сбор идет в 76 регионах, а так как каникулы закончились, теперь «собирать будет легче».

Рассказывает издание и о скандале, связанном со сбором подписей в поддержку иркутского губернатора Дмитрия Мезенцева. Заместитель руководителя общественной организации «Демократический выбор» Игорь Драндин обнародовал видеоролик, из которого следует, что в здании Московского института инженеров транспорта якобы «рисовали» подписи в поддержку кандидата.

В свою очередь в интервью радиостанции «Эхо Москвы» Дмитрий Мезенцев заявил, что на территории института «по просьбе профсоюзных активистов-железнодорожников были организованы занятия волонтеров и инструкторов по сбору подписей».

Впрочем, по словам главного редактора журнала «Политические технологии» Сергея Полякова, реально кандидат в президенты может собрать 100-150 тыс. подписей.

«Это достаточно много, чтобы не лезли клоуны», – цитирует его «Коммерсант». И сейчас, по словам эксперта, реально собираются «тысяч 50, может, 100, чтобы продемонстрировать, что сбор подписей идет».

Политолог Дмитрий Орешкин соглашается, что без денег и специальной «менеджерской структуры», у которой уже налажена схема сбора подписей, их собрать нереально.