https://www.funkybird.ru/policymaker

Ничегонеделанье — как способ политического существования

Недавно минюст зарегистрировал «первую в новейшей российской истории националистическую партию» – «Российский общенародный союз» (РОС), во главе с Сергеем Бабуриным.

Обыкновенное дежавю: ведь РОС в виде «движения» создан ещё в 1991-м. И его начальником с первого до последнего дня тоже был Бабурин. В 1992 году я даже побывал то ли на съезде, то ли на конференции РОСа. Бабурин был тогда ещё молоденький, в возрасте Иисуса Христа. Но считался уже опытным политиком: хоть и не козырист, но мастит.

Чем он был силён? Да тем же, чем и все остальные, — разговорами.

— Остановив распад государственности, мы осуществим экономическую реформу, — говорил он. — Идея спасения страны заставит все силы объединиться. По силе им равных не будет…

Наблюдая за ним, не могу отделаться от ощущения, что Бабурина всегда вела по жизни чья-то «мохнатая лапа». Будто пешку, но не центровую, а крайнюю, ладейную; он всегда шёл где-то сбоку. Мальчик из интеллигентной семьи из городка Тара приехал в Омск учиться на юриста. Стал секретарём ВЛКСМ юрфака, вступил в КПСС. Тут-то ему и пошла карта. Защитил кандидатскую в Ленинградском университете, немного побыл в парткоме, а в двадцать девять лет – уже декан факультета!

Но при этом либерал. В 1988-м дал отлуп Нине Андреевой за антиперестроечный манифест. И был даже членом общества «Мемориал», увлечённого репрессиями в СССР.Важные люди поняли: этот напористый может сделать карьеру. И уж сам ли, или с помощью «мохнатой лапы» Бабурин пошёл в народные депутаты СССР. Но с первого раза не вышло: отсеяли. Ничего, через год поддержанный и обкомом КПСС, и «Демроссией», и неожиданно популярным юристом Казанником, Бабурин въехал в Москву как народный депутат РСФСР.

И опять, то ли люди мудрые подсказали, то ли сам угадал: сделал ставку на Ельцина и начал помогать двигать его в председатели Верховного Совета.

А затем вместе с Ельциным убедил депутатов принять декларацию о государственном суверенитете России, после чего она стала независимой от СССР республикой.

Но особых выгод поддержка демократов ему не принесла. Он разочаровался и в них, и в коммунистах, и увлёкся государственно-патриотической идеей. Предложил КПСС отказаться от коммунистической идеологии и стать «партией национального возрождения». Сам ли додумался, или опять мудрые люди подсказали?..

Это сделало его популярным. Доброжелатели и подумали: «А не сделать ли Бабурина председателем Верховного Совета?». Однако у Хасбулатова козырь оказался старше. И вот тогда-то Бабурин, сразу после странного «путча» ГКЧП и создал РОС. Которой рос, рос да так и не вырос.

А будь Бабурин настоящим политиком и толковым руководителем, мог бы из РОСа создать мощную организацию типа французского Национального фронта Ле Пена, поклонником и другом которого однажды объявил себя. И стал бы политиком помощнее Зюганова и Жириновского. И мог бы действительно, как и заявлял, «спасать Россию». Но только зачем вся эта тяжёлая работа Бабурину…

В 1993 году он стал одним из лидеров антиельцинского сопротивления. Бабурин был в здании Верховного Совета, когда по нему стреляли танки. Потом его немного побили, и несколько дней он провёл в тюрьме.

Может, тогда и понял, что гораздо умнее будет обустроить своё личное «государство», в чём, говорят, преуспел: бывавшие в его доме утверждают, что в таком жить не западло и миллиардеру.

Возглавляя лилипутский РОС, он развил бурную деятельность, критикуя вся и всех, сумев совсем без драки попасть в «большие забияки». Но его земляки из Омска, куда он иногда заезжал, увидели: отличаясь умом и сообразительностью, он не приносит никакой реальной пользы ни России, ни даже родному городу. И потому «прокатили» его на выборах в Госдуму в 1999 году (всего лишь 12% – третье место). Ну, а про РОС и говорить нечего, кто ж за карликовую партию проголосует.

Из высшей политической лиги он вылетел. Вернулся на щите в Омск, на родной юридический факультет, но ненадолго. Хорошие люди помогли вернуться в столицу. И Бабурин начал сколачивать новую организацию, «Партию национального возрождения» («Народная воля»), в которой он, конечно же, опять стал начальником. А заодно получил на кормление от своего бывшего студента, а тогда министра экономического развития Германа Грефа кресло ректора Торгово-экономического университета.

Пригласив тогда на съезд своей партии Ле Пена, Бабурин опять фантазировал: «Наша цель – спасение страны, а в глобальном масштабе и спасение всего мира».

И опять стал депутатом Госдумы, на сей раз по списку «Родины». Но только рядовым, а хотелось, наверняка, большего. Но вот карты вновь легли удачно – подвернулся счастливый случай: лидер «Родины» Глазьев решил податься в президенты, чего вовсе не хотели в Кремле. И позвали, как гласила молва, Бабурина. Дескать, помоги, патриот, стране – свалить надо Глазьева. А в награду будет кресло вице-спикера Госдумы.

Бабурин сделал всё, как по писанному. Уговорил большинство во фракции снять Глазьева с поста её главы. И тут же получил кресло.Но на всякого ловкача всегда найдётся ещё больший ловчила. Через год и Бабурина исключили из фракции за «подрыв её авторитета» и потом отозвали с вице-спикерского поста. А к следующим выборам его партию даже не допустили. Пришлось вновь переквалифицироваться в ректоры и уйти в политическую тень. Оттуда он то поругивал, то похваливал президента Путина, видимо, ничем не рисуя (ректорство, у него, похоже, железобетонное). А сейчас вот опять открыл своими же руками закрытый за ненадобностью РОС.

Кстати, и прежний РОС, и «Народная воля» никакими политическими достижениями за последние двадцать лет так и не отличились. Такие партии называют «банкетно-фуршетными». Это когда нет никакой реальной работы, но всегда находятся средства, чтобы торжественно отметить очередное «важное» событие. Это когда нет ни желания, ни способностей создать и «раскрутить» собственное современное и заметное СМИ, — несмотря на имеющиеся ресурсы, включая административный. Всё это довольно странно для партии: либо совсем уж сказать нечего, либо партия не настоящая…

Но кто знает, чего Бабурин ещё добьётся. Старые политические кони Жириновский и Зюганов уже плохо имитируют «оппозицию». А патриотизм сейчас «в тренде». Глядишь, и помогут добрые люди Бабурину вновь подняться высоко…