https://www.funkybird.ru/policymaker

Деактуализация проекта Республика Молдова

Урегулирование бессарабско-приднестровского конфликта не является возможным до тех пор, пока у тех сил, от которых оно зависит, будут сохраняться иллюзии относительно возможности «реинтеграции Республики Молдова». В этой связи можно отметить, что продвижение бессарабских властей по заявленному ими курсу евроинтеграции в своё время подведёт их к необходимости выполнения таких условий со стороны ЕС, которые подразумевают осуществление той или иной формы контроля над территорией Приднестровья, которой на данный момент со стороны ЕС от властей Бессарабии не требуется. Попытка же оказать давление на Приднестровье вызовет соответствующую реакцию со стороны стран-гарантов, в первую очередь, России, которая в новую каденцию Путина будет в меньшей степени готова поступаться своими интересами.

Относительно попытки со стороны германской дипломатии навязать сценарий «реинтеграции РМ», с согласия Москвы исключив учёт российских же интересов в Приднестровье, то можно считать её полностью провалившейся. После ухода из администрации президента РФ команды, обслуживавшей Дмитрия Медведева, и, конечно, после того, как потерпели крах попытки со стороны этой команды продавить на пост президента Приднестровья креатуру, готовую по команде «реинтегрировать» Приднестровье в РМ, «германская федеративно-реинтеграционная инициатива» полностью утратила хоть какую-то актуальность, а периодическое возвращение в масс-медиа к этой «инициативе» является следствием желания определённых сил получить какую-то выгоду от спекуляций обсуждения этой «мёртвой темы». Надуманность и бесперспективность идеи размена Приднестровья ради создания Комитета по безопасности ЕС-Россия — новой площадки, которую Берлин собирался использовать для усиления позиций своей дипломатии, подробно была рассмотрена ранее.

При рассмотрении вариантов урегулирования бессарабско-приднестровского конфликта следует не забывать и то, что существование Республики Молдова является прямым следствием проекта «МССР», который был создан Москвой в 1940 году исключительно для своих актуальных на тот момент нужд, в связи с чем урегулирование бессарабско-приднестровского конфликта должно состояться с учётом российских интересов, а у Москвы нет резона сдавать свои интересы в Приднестровье ради бессарабских элит, которые хотели бы заполучить контроль над Приднестровьем. Следует обратить внимание на разницу в этом стремлении бессарабских элит: если для экс-президента РМ Владимира Воронина «победить Приднестровье» является своего рода idee fix, то для нынешних бессарабских властей стремление установить контроль над территорией Приднестровья является частью их понимания того, как Республика Молдова должна продвигаться по пути евроинтеграции. Таким образом, является неизбежным «час икс», когда бессарабская сторона убедится, что дальнейшее качественное сближение с ЕС упирается в решение вопроса статуса Приднестровья. Поскольку позиция приднестровских властей является однозначно исключающей «реинтеграцию РМ», а силовой вариант решения конфликта, во-первых, является маловероятным, а, во-вторых, приведёт к эффекту, обратному, чем мог бы ожидать Кишинёв, то бессарабские власти будут вынуждены понять необходимость отказа от иллюзий «реинтеграции РМ», если они имеЮт стремление к сближению с ЕС.

Вопрос заключается в том, в какой именно форме состоится преодоление последствий «геополитической вивисекции» 1940 года, когда Бессарабия и Приднестровье, были искусственно объединены в одну административную единицу.

Частично ответ на этот вопрос содержится в документе, принятом в 1990-м году парламентом РМ (тогда Верховным Советом ССРМ). 13-го ноября 1990-го года, через два месяца после провозглашения государственности Приднестровья, парламент РМ принял обращение к союзному парламенту — Верховному Совету Союза ССР, в котором использовал формулировки, не только фактически признающие Приднестровье, но и указывающие на то, каким образом может быть проведёно соответствующее международному праву юридическое оформление упразднения РМ. «Создание «Приднестровской республики» по существу устанавливает довоенную границу…», «…это новое, крайне враждебно расположенное к нам государственное образование…» Убрав в сторону эмоциональную оценку, можно констатировать, что высший орган власти РМ зафиксировал в своём официальном документе де-факто признание приднестровской республики, как государственного образования. Не менее важным является и зафиксированная парламентом модель, по которой возможно проведение упразднения РМ: «… обращение к мировому сообществу с просьбой о созыве в рамках ООН Конференции по вопросу Бессарабии, тем более, что съезд народных депутатов СССР уже высказал своё негативное отношение к пакту Риббентропа-Молотова и к секретным приложениям, сопутствующим этому документу».

Таким образом, сам парламент РМ в своё время определил контуры решения бессарабско-приднестровского вопроса. На момент принятия того заявления парламента ещё не существовало формата «5+2», который в настоящее время является площадкой, в рамках которой возможно выйти на финальные договорённости по урегулированию конфликта, и в заявлении парламента РМ предлагался вариант созыва в рамках ООН Конференции по вопросу Бессарабии. Сейчас созыв такой конференции не является обязательным условием для того, чтобы можно было выйти на финальное урегулирование, хотя можно не исключать как вариант подключение к формату «5+2» и спецпредставителя ООН.

После того как бессарабские власти подойдут к пониманию необходимости отказа от иллюзий «реинтеграции РМ» и будут в состоянии готовности к ответственным действиям, учитывающим решение бессарабско-приднестровского конфликта с учётом соответствующих историко-правовых аспектов, включая положения Декларации о незавимости РМ, чётко отмечающие незаконный характер создания МССР, то российские власти могут оказать соответствующее содействие. Хотя Республика Молдова является формально независимым государством, входящим в ООН, её образование стало возможным после создания МССР законом СССР от 2 августа 1940 года «Об образовании Союзной Молдавской Советской Социалистической Республики», а Российская Федерация является продолжателем СССР. На этом аспекте следует остановиться подробнее, так как Российская Федерация является именно продолжателем, а не правопреемником, как это может показаться при поверхностном подходе и неполном анализе всех соответствующих документов.

Директор Центра международного права и гуманитарных проблем Дипломатической академии МИД РФ, доктор юридических наук, профессор С. Черниченко в своём исследовании «Является ли Россия продолжателем или правопреемником СССР?» убедительно доказал, что Россия является имено продолжателем СССР. «В законе о международных договорах Российской Федерации (в статье 3) сказано, что он распространяется на договоры, в которых Россия участвует как продолжатель СССР. Если бы Россия была правопреемником СССР, она не могла бы в порядке автоматического правопреемства, как Украина и Белоруссия, «унаследовать» место в ООН, так как РСФСР не была членом ООН. Россию пришлось бы принимать в члены ООН и, кроме того, необходимо было бы вносить поправку в Устав ООН, предусматривающую, что Россия, новый субъект международного права, должна занять место СССР в Совете Безопасности. Это породило бы юридические трудности. Россия продолжила членство СССР в Совете Безопасности как тот же самый субъект международного права, сменивший свое наименование, от которого, к тому же, отделились некоторые части», — пишет Черниченко. Или, например, «в Указе Президента Российской Федерации «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» от 8 февраля 1993 г., содержащем ссылку на Соглашение от 6 июля 1992 г., говорится, что Российская Федерация как продолжатель СССР принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом».

Тот факт, что Российская Федерация является продолжателем СССР, даёт её законодательному органу в том числе возможность признавать недействительными законы и решения, принятые органами власти СССР. Одним из таких постановлений и может стать признание недействительным закона об образованиии МССР, который был принят Верховным Советом с нарушениями законодательства СССР, включая грубые нарушения Конституции СССР и УССР. Да, принятие такого постановления Государственной Думой не будет означать того, что наступит прямое юридическое последствие, однако это создаст определённый политический фон. С одной стороны, уже есть признание незаконного характера образования МССР в Декларации о независимости РМ, но в предвверии принятия решения по финальному варианту урегулирования бессарабско-приднестровского конфликта признание незаконности образования МССР со стороны Российской Федерации как государства-продолжателя СССР будет оправданным и уместным действием.

Все аспекты соглашения о финальном урегулировании бессарабско-приднестровского конфликта, конечно, должны быть детально проработаны, однако генеральный месседж заключается в том, что стороны — Бессарабия (в лице властей РМ) и Приднестровье, учитывая незаконный характер образования МССР, признают состояние дел, существовавшее до 2 августа 1940 года за точку отсчёта, и определяют своё будущее, основываясь на этой данности с учётом волеизъявления граждан. Таким образом, для Бессарабии де-факто практически ничего не изменится, она определила своё развитие в качестве Республики Молдова, только дальше РМ будет продолжать своё развитие, не обременяя себя попытками заполучить контроль над территорией Приднестровья, которое никогда не входило ни в состав княжества Молдова, ни в состав Бессарабской губернии, было незаконно соединено с Бессарабией в 1940 году и объявило о своей независимости от Бессарабии в 1990 году. Приднестровье до 2 августа 1940 года в качестве автономной республики входило в состав Украины и для определения своего статуса в республике будет необходимо провести соответствующий референдум, в ходе которого приднестровские граждане получат возможность высказаться относительно статуса Приднестровья в изменившейся ситуации. Необходимости проведения референдума, аналогичного приднестровскому, в Бессарабии не будет, перед принятием закона от 2 августа 1940 года об образовании МССР, Бессарабия, после эвакуации администрации Королевства Румыния была де-факто включена в состав Приднестровья, чьи органы власти стали осуществлять административные функции на территории Бессарабии, в настоящее время Бессарабия функционирует как государство Республика Молдова, которое не нуждается в «повторном признании». Но для Республики Молдова потребуется изменение Конституции, которое может быть проведено через конституционный референдум или же быть проведённым в парламенте с целью приведения Конституции в соответствие как с положениями Декларации о независимости, так и в соответствии с соглашением, достигнутым в ходе согласования всех аспектов финального урегулирования бессарабско-приднестровского конфликта.

Возможно, сейчас, пока ещё не у всех заинтересованных сторон в урегулировании бессарабско-приднестровского конфликта не прошли иллюзии относительно перспектив «реинтеграции РМ», такой ход развития событий может показаться не столь вероятным, однако, после того как все стороны подойдут к необходимости принятия решений, руководствуясь реалистичным подходом, то в той или иной форме предложенный вариант для урегулирования станет практически неизбежным. Все аспекты, связанные с урегулированием, должны будут тщательно анализироваться для выработки оптимального решения всех связанных и сопутствующих урегулированию вопросов, но, очевидно, что уже настала пора не только для масс-медиа заниматься проработкой этой темы, но и для представителей гражданского общества, общественных организаций, которые могут поднимая этот вопрос, выдвигать те или иные соответствующие инициативы, которые бы могли приблизить понимание со стороны всех заинтересованных сторон неизбежности смены тренда в урегулировании этого конфликта.