https://www.funkybird.ru/policymaker

Таджикистан хочет выйти из-под влияния России

В 2013 году Таджикистан ожидают президентские выборы. И по всем законам жанра последнего времени действующий президент Эмомали Рахмон вдруг решил показать, что стоит ему только сделать характерный щелчок пальцами, как тут же и сбегутся «друзья Таджикистана», которые поддержат Эмомали Шариповича безоговорочно.

И этих «друзей» не должно смутить даже то, что господин Рахмон уже дважды участвовал в выборах и находится на президентском посту Республики уже без малого 18 лет. Да разве же кто-то за пределами демократического Таджикистана будет обращать внимание на то, что таджикская конституция ограничивает нахождение президента в своем кресле двумя семилетними сроками. Оно, может быть, кто-то из «друзей Таджикистана» новой формации и стал бы вспоминать о необходимости действий исключительно в правовом поле, но Эмомали Шарипович решил задобрить «друзей» по-настоящему дорогими подарками.

Друзьям из Китайской Народной Республики Рахмон предусмотрительно подарил, не много не мало, около 1120 квадратных километров таджикской территории, чтобы китайские братья, в случае чего, не забыли поддержать Эмомали Шариповича. Если учесть, что вся территория Республики Таджикистан составляет 142 тысячи квадратных километров, то подарок Пекину, преподнесенный в прошлом году, можно считать действительно щедрым (около 0,8% всей территории страны). Нужно учитывать, что таджикский лидер сделал свой территориальный презент товарищу Ху Цзиньтао аккурат тогда, когда по миру бушевали так называемые арабские революции. Видимо, Эмомали Рахмон, сообразив, что кое-кто может устроить подобную революцию и в его государстве, решил заручиться поддержкой Поднебесной. И, надо сказать, «оранжевый змей» так и не долетел до Душанбе. Вряд ли тут напрямую поучаствовал Пекин, просто Вашингтону в то время было не до Рахмона, ведь под боком суетливый Афганистан, на котором нужно продолжать делать наркодоллары, транспортируя опиаты, в том числе, и посредством заинтересованных лиц в Таджикистане.

А вот сейчас, когда американские «друзья Таджикистана» могут заинтересоваться положением дел в этой Республике, Эмомали Шарипович решил срочно взять под козырек и в направлении Вашингтона тоже. Действующий президент РТ осознает, что вряд ли сможет своими силами заручиться поддержкой большинства таджикских избирателей, хотя бы, потому что Таджикистан вот уже два десятилетия является одним из беднейших государств СНГ и путей выхода из этой ситуации Рахмон за годы своего правления найти так и не смог (если вообще искал). Получается, что у таджикского лидера, если он хочет побеждать на выборах, остается один вариант — пойти по пути фальсификации. Но этот путь достаточно скользкий, потому что те же самые американцы могут и не понять столь бурного желания Рахмона получить 50% + 1 голос на выборах. Наблюдатели вполне могут уличить таджикский ЦИК в счетных махинациях.
И вот поэтому Эмомали Шарипович решил продемонстрировать свою преданность американскому курсу демократизации. На днях Рахмон поздравил президента Барака Обаму с очередной годовщиной независимости Соединенных Штатов и сообщил, что намерен серьезно усилить американский вектор своей политики. В это же время появилась информация о том, что официальный Душанбе может одарить Вашингтон аэродромом «Айни», которые еще некоторое время назад был торжественно обещан России. Но теперь господин Рахмон, видимо, подумал, что Россия и так много подарков от него получает, да и всегда будет рядом, а вот от американских партнеров можно ожидать чего угодно. Именно поэтому им нужно в срочном порядке пообещать аэродром, чтобы сердце американских властей чаще забилось от прилива дружеских эмоций в отношении Таджикистана.

Однако Таджикистан этим решил не ограничиваться и преподнес Вашингтону еще один подарок, который заключается в затеянных с Россией спорах по поводу пребывания российской военной базы на территории этой центрально-азиатской страны.
Высокопоставленные российские военнослужащие заявляют о том, что Таджикистан неожиданно выдвинул в адрес Российской Федерации два десятка условий, при соблюдении которых база может остаться в Таджикистане. Одно из этих условий — аренда не на 49 лет, как обговаривалось ранее, а на 10 лет. Это тем более удивляет, ведь во время не столь давнего визита Дмитрия Медведева в Душанбе были достигнуты договоренности о том, что 201-я военная база останется на территории Куляба, Курган-Тюбе и собственно Душанбе еще почти на полвека. Но азиатская непостоянность и заключается в том, что таджикский президент может себе позволить достигать договоренностей так, что эти договоренности с разными странами являются взаимоисключающими. Видимо, в тот момент, когда Медведев наносил визит в Таджикистан, господин Рахмон еще не думал о предстоящих президентских выборах и о возможной «помощи» в подсчете голосов со стороны американских наблюдателей.

Понимая, что Вашингтон на фоне рахмоновской уступчивости, может выловить большую рыбу в мутной воде азиатской политики, в Душанбе на прошлой неделе побывали представители американского Конгресса. Официально речь шла о сотрудничестве Душанбе и Вашингтона во время вывода натовского контингента из Таджикистана, а вот неофициально, видимо, и обсуждались те самые подарки, которые Эмомали Шарипович должен сделать Соединенным Штатам, чтобы заполучить их лояльность.

Кстати, пересмотр временных условий нахождения российской базы в Республике Таджикистан с 49 до 10 лет, это далеко не единственный таджикский демарш в отношении Москвы. Официальный Душанбе потребовал у России поделиться на безвозмездной основе с таджикской армией новой военной техникой, но при этом еще и больше платить за свое нахождение на территории Таджикистана. Казалось бы, можно было уладить эти проблемы достаточно быстро, но Душанбе, уходя от обсуждения, выдвигал все новые и новые требования.
Разглядев в действиях Рахмона то, что простым языком называется «подставой», Москва предложила свой вариант договора, связанный с нахождением военной базы в Таджикистане. Однако министр обороны РТ Шерали Хайруллоев заявил, что никакого российского варианта в Душанбе пока, цитата, «не читали», а вместо этого проводят подготовку так называемых параллельных предложений.

В общем, стоит признать, что азиатская дипломатия, которую в отношении России в последнее время проводит Таджикистан вслед за Узбекистаном, в очередной раз демонстрирует факт того, что ни Рахмон, ни Каримов не собираются заботиться о добрососедских отношениях ни друг с другом, ни с Москвой. Зато оба лидера настроены любой ценой выторговать для себя определенные преференции, пытаясь усидеть сразу на нескольких стульях. При этом, похоже на то, что глубокоуважаемые президенты забывают, что сегодня в России в качестве неучтенных рабочих ведут свою деятельность более полумиллиона таджиков и около 300 тысяч граждан Узбекистана. Только за прошедший год узбекские и таджикские граждане перевели из России в свои страны около 190 миллиардов рублей. И если Россия окончательно поймет, что Рахмон с Каримовым решили начать двойную, а то и тройную игру, то есть у Москвы и свои рычаги, для того чтобы дать возможность центрально-азиатским лидерам понять, с кем же на данном этапе выгоднее сотрудничать.