https://www.funkybird.ru/policymaker

Очередной оружейный скандал с участием Украины

Совсем недавно Украина оказалась втянутой в очередной оружейный скандал. В этот раз украинское правительство обвиняли в поставках военной техники в Южный Судан. Но как-то время выбрано уж очень неудобно для украинского главы государства, который с недавних пор носит титул «второго европейского диктатора». В то же время, скандал разгорелся в то время, когда еще не расставлены все точки над «I» в деле Юлии Тимошенко, а также не совсем понятно, к чему приведут политическое и экономическое давление, которое было начато Евросоюзом в отношении Украины.

Даже для людей, далеких от политики, очевидно, что оружейный скандал станет основой информационной войны, которая будет направлена против Виктора Януковича. Именно таким образом общественности, не только украинской, но и мировой, попытаются продемонстрировать, что украинский гарант не только не соблюдает законы своего государства, но и не очень ответственно относится к международным нормам и правилам.

Начало конфликту было положено в коне июня текущего года, когда были обнародованы данные международной организации Amnesty International, согласно которым украинское государство занималось поставками вооружений и военной техники в Южный Судан, которые в последствии были использованы в локальном конфликте. Напомним, между вооруженными силами Судана (Народно-освободительной армией) и Освободительной армией Южного Судана происходили вооруженные столкновения, и именно украинские, а затем и китайские оружейные поставки спровоцировали обострение ситуации в 2010-2011 годах. Согласно обнародованной организацией информации, украинская сторона поставила Южному Судану танки Т-72, которые были использованы для обстрелов, в том числе и мирного населения. При этом были представлены документальные доказательства того, что в основной зоне конфликта присутствовали пять украинских Т-72М1, которые были поставлены украинскими военными экспортерами в 2009 году обходными путями через Уганду и Кению.

Необходимо также отметить, что согласно данным, предоставленным Стокгольмским институтом исследования проблем мира, именно Украина поставила Южному Судану за 2007-2009 годы танки Т-72М1, общая численность которых составила 77 машин. Кроме того, среди вооружения, которое поставлялось в зону военного конфликта из Украины, названы также стрелковое оружие, реактивные системы залпового огня «Град» БМ-21 и боеприпасы.

И все бы ничего, и поставки эти так и остались бы на совести украинских экспортеров, если бы не одно существенное «но». Начиная с 2004 года и до настоящего времени было принято целых три резолюции Совета Безопасности ООН о запрете поставок в Судан вооружений и военной техники. Первая из них датирована 30 июля 2004 года. Данный документ вводил эмбарго на поставки оружия на территорию Судана для всех неправительственных организаций, в частности, «Джанджавид», а также группировок боевиков. В 2005 году положения резолюции были расширены и ужесточены. Помимо запрета на поставки оружия, вводились также санкции против суданских чиновников с запретом выездов и замораживанием банковских счетов. И еще более жесткие условия были прописаны в резолюции двухгодичной давности, согласно которой поставки вооружения и военной техники должны быть прекращены.

Если говорить об украинских поставках, то по большому счету речь идет о продолжении конфликта с сухогрузом «Фаина», который в 2008 году был захвачен сомалийскими пиратами в ходе перевозок украинской военной техники. Примечательно, что тогда именно Партия Регионов приложила максимум усилий для того, чтобы раскрыть махинации главы государства того периода времени В.Ющенко в плане нелегальной продажи оружия в Судан в обход Организации Объединенных Наций.

Если более подробно остановиться на сути конфликта, то он состоял в следующем. В конце марта 2010 года Валерий Коновалюк, депутат оппозиционной тогда Партии Регионов, сделал заявление о том, что все танки Т-72 в количестве 33 машин, которые находились на «Фаине», в действительности стали собственностью Южного Судана, даже несмотря на то, что по документам предназначались для Кении. Кроме танков, там же были обнаружены установки «Град» (6 установок), гранатометы, крупнокалиберные пулеметы. Информация о том, что вся техника предназначалась Южному Судану, была подтверждена и данными западных разведок.

И на первый взгляд кажется, что все это не касается новой украинской власти, что за данное нарушение международного законодательства должны отвечать представители предшествующей власти. И именно регионалы были главными обличителями махинаций с оружием. К тому же, согласно обнародованной информации, танки, которые использовались для обстрелов мирного населения, были поставлены еще в годы президентства В.Ющенко в 2009 году. Но это только на первый взгляд…

На самом деле, говорят эксперты, ситуация обстоит несколько по-другому. Как оказалось, поставки вооружения и военной техники Украиной в Судан были отмечены и в 2010 году, то есть в то время, когда к власти пришли новые политические силы во главе с Януковичем. Причем, схемы нелегальных поставок использовались все те же, как по прямым каналам, так и через соседние с Суданом государства. В то же время объемы поставок украинского оружия в 2007-2010 годах в африканские государства весьма значительны. Так, за этот период времени Украина поставила в Кению, Уганду, Конго и Чад боевые самолеты Су-25, порядка 58 тысяч единиц пистолетов, пулеметов и автоматов, бронетранспортеры БТР-3, танки Т-72 и Т-55, боевые вертолеты Ми-24, а также артиллерийские установки «Акация» 2С3 и боевые машины пехоты БМП-1. Если говорить о поставках относительно каждого отдельного государства, то, согласно официальным данным, в Судан украинские экспортеры поставили 30 танков Т-55, в Кению – 36 гаубиц Д-30, по 12 установок «Акация» и «Гвоздика», четыре установки «Град» и 29 82-миллиметровых миномета.

Во всей этой истории необходимо иметь в виду, что обвинения в нелегальных поставках оружия Украине предъявило не какое-то определенное государство, которое могло иметь определенные обиды или преследовать какие-то свои интересы, а международная организация, весьма известная в мире. Уже это одно должно было стать веским поводом для того, чтобы продумать стратегию дальнейшего поведения и объяснения. А официальный Киев вместо этого начал оправдываться, причем делать это весьма оригинальным способом. Никаких официальных комментариев от руководства или на худой конец представителей «Укрспецэкспорта» никто так и не дождался. Вместо этого в украинских периодических изданиях появились материалы, которые получены якобы от близких к компании источников о том, что все предъявленные обвинения не имеют правовой основы, так как срок давности по ним истек…

Согласно этим публикациям, весь скандал начался после того, как на известном сайте Wikileaks в 2010 году была опубликована информация о том, что якобы те танки, которые должны были быть поставлены в Кению, попали в Южный Судан. А поскольку сам веб-ресурс был подвержен судебным преследованиям, то срок давности по оружейному вопросу истек.

Таким образом, общий смысл статей сводился к тому, что Украина не поставляла и не поставляет оружие в те страны, которые отмечены эмбарго Совета Безопасности ООН или других международных организаций, а Судан никогда не был партнером украинского государства в плане военно-технического сотрудничества.

Но вот как раз такое опровержение и вызывает большие сомнения. Если Киев действительно ни в чем нелегальном не замешан, почему тогда никто из официальных лиц не может прокомментировать сложившуюся ситуацию, почему это делает какой-то непроверенный источник?

Кроме того, если поставки эти осуществлялись не по прямым каналам, а через посредников, зачем доказывать, что прямых поставок не было? Это и так понятно. Помимо этого, если даже не принимать во внимание эмбарго Совбеза ООН, то один лишь взгляд на данные Государственной службы экспортного контроля Украины опять же докажет, что поставки оружия были, причем именно в Африку, в зоны вооруженных конфликтов – Судан и Конго. Так, Судан получил 60 танков Т-72М1, два бронетранспортера БТР-3 танки Т-55 (55 машин), в 2010 году. Что касается Уганды и Кении, то данные, представленные Amnesty International совпадают с теми, которые указаны в госсправке.

Все вышеизложенные факты дают достаточный повод для того, чтобы понять, что все предъявленные обвинения – не что иное, как правда. В Украине отсутствует эффективная система управления и экономическая безопасность, что закономерно привело к появлению и развитию контрабанды оружия. Нелегальная торговля оружием – это огромный денежный поток, который следует прямиком в карманы высокопоставленных чиновников, включая и руководство страны. И отказываться от столь прибыльного бизнеса никто не намерен. И ситуация вряд ли изменится после смены власти. Дело ведь не в ней, а в тех неограниченных возможностях, которые она предоставляет. Недаром украинский народ от самого начала своего существования был уверен – «не дай Бог з Iвана пана» — он таких дел наворотить сможет, что вовек не расхлебаемся.