https://www.funkybird.ru/policymaker

Госдума. Сессию закрыли не весело

Депутаты обсудили чуму, лепру, сибирскую язву и бесправие оппозиции. Госдума шестого созыва подвела итог своей первой сессии. Во время последнего перед уходом на каникулы заседания у здания на Охотном Ряду бродили ставшие привычными за последние месяцы пикетчики и полицейские, фракция КПРФ в полном составе покинула зал «в знак протеста», а справороссы «обменялись любезностями» с единороссами, обеспечив работой Комиссию по депутатской этике…

Пятница, 13-е, удалась.

Накануне стало известно, что КПРФ, ЛДПР и «СР» собираются в конце заседания покинуть зал и поставить спикера перед необходимостью выступать с заключительной речью перед одними единороссами. Поводом стал законопроект, малоинтересный широкой публике, — о порядке передачи вакантных депутатских мандатов.

В последние месяцы президентства Дмитрий Медведев договорился с лидерами думских фракций о том, что Кремль поддержит изменения в законодательство, разрешающие партиям делать депутатами взамен выбывших любого из своих избирательных списков — вне зависимости от того, какой регион человек представляет.

В Госдуму был внесен и быстро принят в первом чтении законопроект за подписями лидеров КПРФ, «СР» и ЛДПР, от «ЕР» автором был назначен тогда первый вице-спикер, сейчас — начальник Управления внутренней политики Администрации Президента Олег Морозов. А потом президентом стал Владимир Путин, и ветры задули в другую сторону. Законопроект «завис», и в конце к онцов было решено его отклонить.

Думская оппозиция требовала «не убивать» инициативу до прояснения ситуации — почему-то считалось, что прояснение это должно случиться на встрече с главой государства 18 июля. Видимо, чтобы лишить г-на Путина необходимости объясняться на сей счет с рассерженными и чувствующими себя обманутыми г-дами Зюгановым, Жириновским и Мироновым, «там» приняли решение избавиться от неприятного законопроекта до каникул. Мол, нет документа — нет проблемы, а уж слова вроде «я не против, но парламент проголосовал, и я не могу вмешиваться в его компетенцию» наш президент говорить давно научился. Думская же оппозиция просила перенести решение на осень — в конце концов, лежат же годами иногда законы в парламенте, и ничего.

Но большинство решило напоследок еще раз показать, кто в доме хозяин, и в повестке дня 13 июля ставший яблоком раздора документ остался. А накануне, к очень позднему вечеру, пошли слухи, что ЛДПР протестовать ногами передумала, и еще пошли слухи: вице-спикеру Игорю Лебедеву будто бы «засветил» пост главы РФС…

Спикер, впрочем, тоже оказался непрост и выступил целых два раза: утром, когда все были в зале, и в конце заседания.

Сергей Нарышкин сказал, что «жарких споров» в Госдуме было много, «мы видели большой разброс мнений и крайность позиций», и заговорил про возрастание роли парламентской демократии. В декабре 2012 года будет отмечаться 20-летие российской Конституции и современной Госдумы, и спикер считает, что к празднику необходимо подготовиться как следует: провести «инвентаризацию» всего, что сделано, — и достижений, и ошибок, поддерживать издание новых научных трудов и учебно-методической литературы по истории российского парламента, издать сборник лучших выступлений депутатов всех времен. А еще он предложил учредить государственные награды за развитие законодательства и парламентаризма и разработать особую думскую символику. Со спешкой при принятии законов спикер намерен бороться…

Тут же депутаты занялись плодами этой самой спешки: законопроектами об объявлении «иностранными агентами» НКО, получающих деньги из-за рубежа и участвующих в политической деятельности, и о возвращении статьи «клевета» в Уголовный кодекс.

Ко второму чтению эти документы претерпели серьезные изменения. «Агентами» не станут даже получающие иностранные деньги религиозные, благотворительные и экологические организации, а также НКО, учрежденные госкорпорациями, органами власти разных уровней, и бюджетные учреждения.

За клевету не будут сажать в тюрьму. Но максимальные штрафы за «распространение заведомо ложных сведений» поднимаются до заоблачных высот и могут пустить по миру семью россиянина, признанного клеветником: «просто» клевета грозит штрафом до 500 тыс. руб., клевета, распространенная через СМИ, — штрафом до 1 млн., совершенная с использованием служебного положения — до 2 млн., а клеветническое обвинение кого-то в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления обещает штраф до 5 млн. руб.

В тексте, принятом в первом чтении, особо говорилось о наказании за клевету о том, что человек страдает «заболеванием, вызывающим отвращение». Депутаты недоумевали: о чем идет речь? В пятницу коммунист Борис Кашин даже назвал этот пункт «фашистским»: «болезнь вызывает у нормальных людей сострадание, а не отвращение». Глава Комитета по законодательству и один из авторов законопроекта Павел Крашенинников («ЕР») объяснил, что замечание учтено, и теперь наказание обещано за клевету о том, что «лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих». Перечень этих болезней утвержден Минздравом: туберкулез, гепатиты В и С, дифтерия, малярия, чума, лепра, сибирская язва, гельминтоз, педикулез, вирусные геморрагические лихорадки…

В ходе разговоров о клевете депутаты разгорячились. Илья Пономарев («СР») обратился «ко всем жуликам и ворам с призывом не голосовать за законопроект», спикер сделал ему замечание и посоветовал Комиссии по этике обратить внимание на этот эпизод, а Александр Хинштейн («ЕР») назвал г-на Пономарева «вруном» за неверное цитирование. (Позднее г-н Пономарев сказал журналистам: «Я же не сказал, кого считаю жуликами и ворами, но они почему-то приняли это на свой счет».)

Законопроект об «иностранных агентах» был принят голосами «ЕР», КПРФ и ЛДПР, а законопроект о клевете — голосами «ЕР».

Тут-то и дошло дело до вопроса о порядке передачи мандата. Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский заявил, что фракция выходит из зала «в защиту чести и достоинства депутатов», против такого стиля работы парламента, когда большинство «нам показывает, что мы — ничто». Коммунисты вышли. Они говорили журналистам, что Зюганов накануне «говорил с Дмитрием Медведевым, лидером партии „ЕР“, и тот ему сказал: „Я вас услышал“, — а сегодня…»

Справороссы и ЛДПР остались сидеть. Владимир Жириновский с трибуны заявил: «Это не тот повод, чтобы устраивать демарш, народ не поймет». Вице-спикер Николай Левичев («СР») объяснил «МК», что «до полуночи пытались добиться, чтобы законопроект из повестки убрали, но не удалось», и в кои-то веки согласился с Жириновским, что повод для демарша мелковат: «Когда с их коллеги Бессонова неприкосновенность снимали, они не вышли, а тут — порядок передачи мандатов!..» Левичев сообщил также, что справороссы вновь внесут законопроект с тем же содержанием, и на встрече с президентом повод поговорить на эту тему у них будет…

«Я горд, что работаю в парламенте», — сказал, завершая заседание, Сергей Нарышкин. И выразил надежду, что «российский парламент станет одним из самых эффективных инструментов народовластия».

Депутаты разошлись. А на здание Госдумы хлынул тропический ливень…