https://www.funkybird.ru/policymaker

Попытка выборов в пяти регионах

Кремль готов использовать любые методы, лишь бы все осталось по-прежнему.

После долгих колебаний администрация президента, наконец, отобрала пять регионов для проведения первых губернаторских выборов – спустя восемь лет после их отмены. Надо отдать должное Кремлю: к предстоящим 14 октября выборам выстроена столь мощная и эшелонированная система обороны, прорвать которую представляется крайне маловероятным. Что же ждет осенью избирателей Амурской, Белгородской, Новгородской, Брянской и Рязанской областей?

Прежде чем рассмотреть ситуацию в каждой из областей, посмотрим на события последнего года в политике в целом. В январе Дмитрий Медведев в ответ на публичные протесты после думских выборов объявил о программе крупномасштабных политических реформ. В их число вошло возвращение выборов глав регионов, хотя буквально за три-четыре месяца до этого тот же Медведев решительно утверждал, что назначение губернаторов – это надолго, чуть не на сто лет.

«Реформаторский» шаг Кремля, как выяснилось впоследствии, был весьма продуманным действием. Президентская администрация ловко сыграла на опережение, тем самым, перехватив у оппозиции повестку дня. При этом реальных изменений было предложено на удивление мало, но в данном случае власти было важно создать информационный повод для обновления своего имиджа, как силы, готовой к изменениям и инициирующей их. Заявив во всеуслышание о возвращении выборности губернаторов и собрав на этом все возможные дивиденды, Кремль тихой сапой внес в предложенный им законопроект такие поправки, которые, по большому счету, обессмыслили его суть.

Что же мы имеем в итоге? Возьмем, для примера, Брянскую область. Кандидату в губернаторы надо набрать до 29 августа подписи 7% депутатов всех уровней и глав муниципальных образований. Каждый из кандидатов обязан предоставить в избирательную комиссию не менее 241, но не более 253 подписей, нотариально заверенных. При этом каждый депутат или глава муниципалитета может подписаться только за одного кандидата.

В реальных условиях современной России это означает, что судьба любого кандидата находится целиком в руках местной власти. Во-первых, многие партии не имеют достаточного числа муниципальных депутатов, не говоря уж о главах районов и городов. Во-вторых, многие муниципальные депутаты никогда не рискнут на открытое противодействие власти. А отдать свою подпись за оппозиционного кандидата – это как раз и означает публично заявить о своей «не вписанности» в пресловутую вертикаль власти, если речь, конечно, не идет о согласованном заранее действии, когда нужно помочь подставному кандидату, для имитации конкуренции. В-третьих, само наличие подобного «заградительного» барьера для кандидатов абсурдно, он выстроен только в России. В-четвертых, от участия в выборах отсечены самовыдвиженцы, что также резко сужает возможности как для подлинной конкуренции, так и для выявления лидеров.

Сегодняшний Кремль энергичен, самоуверен и готов использовать любые методы, лишь бы все осталось по-прежнему. Власть он просто так не отдаст, даже на низовом уровне. Мы должны четко отдавать себе отчет в том, что если это не пародия на выборы, то нечто совсем далекое от нормальных избирательных кампаний. Тем не менее, оппозиционные политики вынуждены играть по тем правилам, которые есть. В противном случае они обречены на политическое «истребление».

Согласно соцопросам, вопрос о выборах губернаторов для граждан находится на одном из последних мест по значимости. О тех критериях, по которым они оценивают кандидатов, наблюдатели говорят с грустной усмешкой – ни малейшего интереса к программам, к идеологической позиции, к биографии претендентов. Главное, что заботит людей – лишь бы не было хуже. Они помнят события начала 90-х, когда им была предоставлена возможность свободно распоряжаться своим голосом, и они страшатся повторения тогдашнего экономического развала и хаоса.

Предстоит приложить немало усилий, чтобы политики вызывали доверие у людей, и они реально заинтересовались выборами, видя в них не ритуальную мишуру, а механизм конкретного воздействия на свою жизнь. Это очень сложная и кропотливая работа. Но если она не будет проведена, то результат окажется тем же самым, что и в начале 90-х: произойдет отторжение общества от политики, народ перестанет верить в свои силы, станет пассивным и покорным перед властью, уповая на нее и ожидая от нее милостей.

Анализируя состав оппозиционных кандидатов, убеждаешься и еще в одном негативном аспекте последних десяти лет. У кандидата от оппозиции вообще мало шансов пройти школу хозяйствования и власти, получить необходимый опыт. Как правило, все люди с достаточно высоким статусом плотно вписаны в местную элиту и никто из них не хочет покидать ее. Успешный управленец не собирается ломать свою карьеру, ссорясь с действующим губернатором или «Единой Россией».

А профессиональные политики, как правило, не имеют достаточных полномочий, чтобы зарекомендовать себя перед избирателями. Наши люди, к сожалению, еще не привыкли голосовать за человека только в виду его личных характеристик, например, – честности и неподкупности. Да и заработать эти характеристики в нашем атомизированном обществе, где нет капитала взаимного доверия и независимых СМИ, крайне трудно. К тому же от будущего главы региона ожидают, в первую очередь, большого практического опыта, даже крупного состояния, но не просто хорошей репутации. В этом смысле большинство выдвинутых сейчас кандидатов априори проигрывают действующим губернаторам.

Но вернемся к выборной конкретике. Белгородская область – сравнительно развитый регион, с мощной горнодобывающей промышленностью и развитым аграрным сектором. Наличие запасов руды и черноземов, конечно, не заслуга губернатора Евгения Савченко, но именно при нем на этих ресурсах была создана вполне управляемая система соцобеспечения и крепкой экономики. Одновременно на Белгородчине был сформирован один из наиболее жестких региональных авторитарных режимов в принципе не допускающих конкуренции.

В современной России именно областям и республикам с большими природными богатствами или финансовыми возможностями свойственен наиболее авторитарный характер. В свое время Савченко не побоялся даже пойти на конфликт с Юрием Лужковым, чья жена активно инвестировала в агробизнес в Белгороде. В итоге Елене Батуриной пришлось уйти из области.

Все выборы до 2004 года Евгений Савченко, правящий с 1993 года, выигрывал с явным преимуществом. Хоть область и числилась в так называемом «красном поясе», это не имело никакого отношения к прочности его власти и отношению к нему избирателей. Коммунисты в области проигрывали все выборы. В этом раз Кремль опять предпочел делать ставку на проверенного руководителя, в чьей способности контролировать регион он не сомневается.

Все соображения о том, что нельзя руководить областью 24 года, как получится в случае победы Савченко, в расчет не принимаются. Выступая на словах за омоложение кадров и регулярную сменяемость власти, Кремль в реальности руководствуется совсем иными принципами. Главное – «стабильность», причем, любой ценой.

Неудивительно, что «Справедливая Россия» и КПРФ не стали даже выдвигать в Белгороде своих кандидатов в виду элементарной невозможности собрать подписи муниципалов, почти сплошь «единоросов». В этом смысле выборы в этой черноземной области – самые неинтересные и предсказуемые, равно как и показательные. Они наглядно демонстрируют политическое безразличие жителей одного из зажиточных регионов России.

В Брянской области ситуация более интересная. Губернатор Николай Денин руководит ею восьмой год. В 2000 он проиграл выборы тогдашнему главе региона Юрию Лодкину, а в 2004 смог победить только после снятия Лодкина с выборов судом. Авторитета как у Савченко у Денина нет, равно как и нет такого всеобъемлющего контроля за областью. Сам регион достаточно бедный по сравнению с Белгородчиной, к тому же является зоной чернобыльского загрязнения.

Коммунисты были всегда традиционно сильны на Брянщине, но, как и везде, с приходом Путина в Кремль и выстраивания им вертикали власти, их позиции оказались подорванным. Об этом говорит и тот факт, что на предстоящие выборы они выставили в качестве своего кандидата человека с областью никак не связанного – Вадима Потомского, бывшего военного, а в последние годы – депутата заксобрания Ленинградской области. С декабря прошлого года он является депутатом Госдумы. Думается, сам факт его выдвижения говорит о том, что КПРФ не претендует всерьез на победу. Рассчитывать, что жители области проголосуют за кандидата, совершенно не имеющего к ней никакого отношения, не приходится. Видимо, коммунистам важно «раскрутить» Потомского для каких-то иных целей.

А вот кандидатом в губернаторы от «Справедливой России» выдвигается глава местного отделения партии Вячеслав Рудников, который родился в Брянске, окончил там школу и институт, а в последние годы занимался крупным компьютерным бизнесом в Москве, а также разнообразной общественной деятельностью. Брянская область называется экспертами в числе тех, где партию власти может ожидать неприятный результат – как в виду относительной слабости ее позиций, так и в виду активности оппозиции, представленной там многими партиями, выдвигающими своих кандидатов. По крайней мере, легкой победы Денину никто не предсказывает.

В Рязанской области также ожидается упорная борьба. С 2008 года ею управляет Олег Ковалев, чье назначение на этот пост оказалось довольно неожиданным. Он до шестидесяти лет не имел никакого отношения к области, был депутатом Госдумы, где возглавлял регламентный комитет. Больших успехов в кресле губернатора он не добился ни в чем, а о расколе рязанских элит ярко свидетельствует тот факт, что один из лидеров «Единой России» в Рязанской области, бывший зам губернатора Сергей Сальников, бросил вызов Ковалеву, объявив о своем участии в выборах.

Оппозиция намерена дать бой партии власти в Рязани. От «Справедливой России» на выборы губернатора идет сильный кандидат, бывший начальник Рязанского десантного училища, депутат облдумы генерал Владимир Крымский. От КПРФ – хорошо известный рязанцам Владимир Федоткин, бывший председатель областной думы и нынешний депутат Госдумы. Кроме того, от «Патриотов России» выдвигается Игорь Морозов, который в 2004 году занял в первом туре губернаторских выборов первое место, а во втором туре проиграл Георгию Шпаку. Эти три кандидата гарантируют напряженную борьбу, поэтому Олегу Ковалеву придется вести настоящую кампанию, а не ее имитацию, как в Белгороде.

Что касается Новгородской и Амурской областей, то в отношении них в одной из центральных газет недавно была запущена информация о том, что кандидаты КПРФ в этих регионах – Ольга Ефимова и Роман Кобызов – снимут свои кандидатуры с выборов, потому что они не в силах собрать необходимые подписи. Правда, в ответ на эту новость скоро пришло опровержение от самих кандидатов. Это говорит о том, что ныне действующие главы этих регионов Сергей Митин и Олег Кожемяко попытаются максимально усложнить вступление в предвыборную борьбу всем претендентам. От «Справедливой России» кандидатами в губернаторы выдвинуты депутаты региональных заксобраний Алексей Афанасьев и Дмитрий Жаровский.

А теперь подведем итоги. Как видим, Кремль крайне серьезно подошел к региональной проверке на прочность своей вертикали. Он заготовил все формальные и неформальные инструменты для удержания контроля за субъектами федерации. Например, когда для разбирательств предвыборного конфликта в Новгородскую область выехала комиссия из Москвы от Общественной палаты, ее возглавил Максим Григорьев – хорошо известный деятель, ранее всегда работавший на Кремль, и вердикт этой комиссии нетрудно было предугадать.

Оппозиция же пока не обладает не то что равными возможностями с парией власти, но и по-прежнему находится в придавленном состоянии. Однако предстоящая кампания может дать ей хорошую возможность для того, чтобы заявить о себе в широком формате и отработать способы и методы противостояния действующей власти. Тем более что своим бесцеремонным нажимом на избирателей, лишением их свободы выбора, власть лишь еще больше дискредитирует себя в глазах многих граждан. Все это неизбежно скажется на российской политике, возможно, даже в не столь далекой перспективе.